Бычкова Е. В.

«Немного о том, что помню и чем дорожу…»

Музей называют храмом истории, и это действительно так. Здесь как будто останавливается время, переходя в вечность. Экспонаты рассказывают посетителям о далеком прошлом, недавних событиях, и о том, что происходит сейчас. В музее давно ушедшее становится живым, говорящим, и как приятно ощущать себя причастным к творцам этой истории…

Те годы, которые были связаны с работой в городском краеведческом музее, вспоминаются с чувством удовлетворения. Они были прожиты не напрасно, каждый день был наполненным и результативным. И хотя тот, первый музей, что находился на ул. Щетинкина, казался маленьким и внешне неказистым, внутреннее его содержание было совершенно иным. Он был богат экспозициями, экспонатами, интересными и содержательными экскурсиями. И что тоже важно, какой замечательный там сложился коллектив! Все мы: и директор Гнилицкая Г.П., и научные сотрудники, и смотрители залов – были единомышленниками.

Музей в те годы был любим и востребован горожанами. Основную массу посетителей, конечно, составляли учащиеся, и именно для них, подрастающего поколения, организовывались и проводились встречи с ветеранами войны и труда, и просто с людьми заслуженными, интересными и творческими. Делалось это для того, чтобы осуществлялась преемственность, и связь поколений не прерывалась. Мы, научные сотрудники, хорошо понимали важность этого дела и старались делать такие мероприятия живыми, неформальными.

Музей нельзя воспринимать как нечто раз и навсегда остановившееся, мертвое, застывшее. Конечно, экспозиции были насыщенными и содержательными по своему существу, однако они постоянно дополнялись, реконструировались, а значит, изменялись. Только эта очень интересная работа была скрыта от глаз посетителей. 

Вспоминается, как в то время собирались и обрабатывались фонды музея. Мы не сидели и не ждали, когда кто-нибудь принесет нам чей-то личный архив. Тогда мы сами выходили в город, в учреждения и на предприятия. А еще собирали вещественные памятники – ходили от дома к дому, беседовали с людьми, рассказывали о музее, его значении, и жители сами дарили старые вещи, представлявшие ушедшую эпоху. Эти «походы в народ» давали еще очень интересный материал, дополняющий историю Рубцовска. 

Экспозиционная и экскурсионная работа также не ограничивалась стенами музея. Творческим коллективом в составе Смеловой Н.Е., Смеловой Е.Е. и Бычковой Е.В. создавались передвижные выставки, с которыми научные сотрудники выезжали в школы, училища, техникумы. Ни одно крупное городское мероприятие не обходилось без участия музея. Мы занимались и научно-исследовательской работой, разрабатывали новые экскурсии и лекции. Это тоже было неотъемлемой и обязательной частью нашей работы, которая находила свое логическое завершение в издательском деле. Множество буклетов и брошюр по истории Рубцовска было выпущено директором Гнилицкой Г.П. и научными сотрудниками. Добрым помощником и обязательным участником всех наших дел была хранитель фондов музея Гирькина В.

Шли годы, музей жил, рос, изменялся, накапливал фонды и творческий, интеллектуальный потенциал. Старое здание стало тесным не только для коллектива, но и для посетителей. Нужно было новое помещение. Какую же настойчивость и силу слова проявила Г.П. Гнилицкая, чтобы убедить администрацию города в необходимости нового здания для музея… И она добилась этого! 

Новый музей оформлялся быстро, но грамотно. Весь накопленный многими поколениями научных сотрудников материал разместился во вновь созданных экспозициях. Строго соблюдались главные принципы их построения: последовательность, историчность, логичность, преемственность. При переходе из зала в зал постепенно разворачивалась перед посетителями вся панорама истории нашего города. Особое внимание в это время Галина Петровна уделяла научно-исследовательской работе. Каждый научный сотрудник должен был собирать, изучать и обобщать материалы по своей, именно ему порученной теме. Ни одна новая экспозиция или лекция не выходила на публику без предварительного коллективного обсуждения. Каждый научный сотрудник имел свою творческую папку, хранившуюся у директора, в которой накапливались все его наработки. 

Помню планерки и совещания, которые были еженедельными и обязательными. А как же иначе? Ведь на них мы все вместе обсуждали планы на неделю, месяц, подводили итоги – что получилось, а что нет, и почему. Все это вспоминается даже через многие годы с чувством благодарности, ведь нас научили трудиться четко, грамотно, интересно, а самое главное – коллективно! Никогда Гнилицкая не забывала отметить результат чей-то работы, никогда в стенах музея того времени не попиралось и не забывалось авторство выставки, экспозиции, лекции.

Прошли годы, и многие из нас теперь уже бывшие научные сотрудники. Но где бы мы ни встречались, мы всегда рады друг другу, и нам есть, что вспомнить. Ведь все мы успешно закончили «школу Гнилицкой» (так, любя, мы называем между собой время работы в городском краеведческом музее).