Память. Владимир Соломатов - рубцовский воин-интернационалист

В 2024 году Россия отмечает две важные даты, связанные с одной темой: 45-летие ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан "в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу" и 35 годовщину вывода его из этой страны. Эта война для нас закончилась 15 февраля 1989 года.

В преддверии Дня памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, хочется вспомнить об одном из наших земляков, который шагнул в бессмертие.

Владимир Анатольевич Соломатов родился 6 мая 1962 года в Рубцовске. Окончил 8 классов средней школы № 11 (1977), Рубцовский машиностроительный техникум по специальности "техник-электрик" (1981). Работал в троллейбусном депо.

В Вооруженные Силы СССР призван 3 мая 1981 года Рубцовским ГВК. Сначала служил в Литве. В музее хранятся копии нескольких его писем маме, Зое Митрофановне, и отцу, Анатолию Иосифовичу, с которыми я хочу вас познакомить.

16.06.1981.

"Мама, ты спрашиваешь, привык ли я к сапогам. Пока еще нет, но уже легче, мозоли начинают потихоньку сходить. А форма у нас красивая. Вот получу перевод, схожу сфотографируюсь и вышлю".

июль 1981.

"Вчера было ровно 2 месяца, как я уехал из дома, так что служить мне осталось еще 22 месяца. У нас в городе за это время есть какие-то перемены? Второй маршрут троллейбуса, наверное, скоро пустят. Интересно узнать, чем там наши пацаны занимаются, что-то они мне не пишут совсем. Погода сейчас стоит неплохая, правда, дожди по-прежнему почти каждый день. У нас разница с вами, как и с Москвой, на 4 часа. Бежишь часов в 9 вечера, и вдруг вас вспомнишь. А у вас, оказывается, уже 1 час ночи. Вы уже посмотрели кино на седьмом канале и, наверное, спите, если папка не пьяный. А дядя Коля из 57 квартиры всё так же пропивает всю пенсию и песни поёт? Как там дедушка из 56, жив ещё? Мама, будешь писать письма тете Кате во Владивосток, не забывай передавать от меня привет. Вот приду из армии, может, вырвемся как-нибудь к ней".

19.07.1981.

"Три дня назад прыгали с ИЛ-76, а до этого всё время прыгали с АН-2. С ИЛ десантируется сразу 120 человек. Всё прошло благополучно. На 2 августа, в день ВДВ, обещали увольнение в Вильнюс. Мама, будешь собирать мне посылочку, положи стержень и конвертов, можно авторучку. Всем родным, близким и соседям огромный привет! Крепко целую".

23.07.1981.

"Весь день на улице ужасный ливень, света белого не видно, вот и сидим в казарме, полы надраиваем, пишем конспекты. В следующее воскресенье будут показывать кино "В зоне особого внимания". Вы этот фильм видели, так вот, его снимали здесь, где я служу. А недавно нас тоже снимали, только не знаю, для чего. В день ВДВ смотрите все программы по телевизору, особенно "Служу Советскому Союзу". Если будут показывать десантников, может быть где-нибудь в толпе и меня увидите".

10.09.1981.

"Вот уже почти неделю мы на картошке. Каждое утро с подъемом везут в колхоз, и там мы целый день ползаем по полю. Устаем, как черти. Позавчера получил фотографии и отправил вам, а письмо некогда было написать. Вот только сегодня я остался в роте и заступил в наряд, поэтому и пишу. Мама, как получите фото, сразу напишите. Я там плохо получился. Меня друг как раз окликнул, чтобы я берет поправил. В этот момент фотограф и щелкнул. Получилось, что и берет остался на боку и на затылке, и сам в сторону смотрю. Форма на фото, конечно, не моя. Я еще столько значков не получил".

3.10.1981.

"Сегодня сдали экзамен по вождению, а начались экзамены 4 дня назад. Сдали уже 7 экзаменов, остался только 1. Все сдал на "отлично", только огневую подготовку - на "4". Из автомата, миномета, пулемета РПК (ручного пулемёта Калашникова) отстрелял хорошо, а вот в прыжке из машины выстрелил из автомата на "3", и из гранатомета тоже. Ну, общую оценку получил "4", хотя это и легкий предмет. Я надеялся на лучшее, но и это неплохо: из взвода отличились на "5" только 12 человек, а нас 30. Как только сдадим последний экзамен, начнем ждать "покупателей". Отправят нас не раньше 20 октября".

31.10.1981.

"Сейчас я нахожусь в Белоруссии под Полоцком. Из Литвы нас увезли 27 октября, отсюда увезут между 15 и 25 ноября. Как только буду на постоянном месте, сразу дам знать".

14.11.1981.

"Вечером повезут в г. Оршу на аэродром. Оттуда на гражданских самолетах полетим очень далеко, за границу. Ничего страшного нет, всё будет хорошо. Мамка, не слушай всякую ерунду, которую тебе будут говорить. Ничего со мной не случится, не расстраивайтесь. Служить буду в Кабуле".

Так Соломатов оказался в Афганистане, где был механиком-водителем боевой машины десанта парашютно-десантной роты в 357-м гвардейском парашютно-десантном полку 103-й воздушно-десантной дивизии. Он писал домой:

"Ничего интересного в моей службе нет. Обычные солдатские будни. Занимаемся строевой, боевой и политической подготовкой, ходим в караулы. Иногда выезжаем на сопровождение колонн автомобилей с грузом в различные города страны, еще реже приходится выходить на боевые операции. Так что не переживайте, со мной все в порядке. Риск, конечно, некоторый есть, но что поделаешь, должен же кто-то и здесь, в Афганистане, защищать южные рубежи нашей Родины...".

Не хотел Володя тревожить и так переживающих за него родных.

19.01.1982.

"У меня всё хорошо. В учебке было много свободного времени, вот я и писал вам так часто. А теперь, мамуля, если долго писем нет, ты уж не обижайся, моя родненькая. Времени совсем нет, я и так каждую свободную минутку использую. Бывает, что за одно письмо по 10 раз садишься. Здоровье у меня нормальное. Погода стоит примерно такая, как у нас летом, может быть, чуть-чуть похолоднее. Почти каждый день лакомимся апельсинами, мандаринами, гранатами и виноградом. Курить опять начал, брошу или нет, не знаю, во всяком случае, буду стараться".

9.04.1982.

"Мама, милая ты моя, ну что ты на меня так обижаешься! Что я тебе буду писать? Вы там живете, у вас есть какие-то новости, а у меня одно и то же с подъема и до отбоя. В учебке хоть людей видел, а сейчас забросили к черту на рога: одни горы да солнце. Был бы в Кабуле, там всё-таки город, есть о чем писать. А здесь только тем и живём, что вертолетов ждем с письмами, вот и всё. Ну хорошо, я буду теперь писать почаще, но только по 3 слова, как ты и просила".

30.04.1982.

"Представь, мамуля, ровно через год я буду уже домой собираться, а ты начнешь у окна сидеть и ждать меня. Быстрее бы этот год прошел. Между прочим, после службы можно будет в любой ВУЗ страны поступить, без всяких конкурсов. Здесь с каждым днем становится всё жарче и жарче - уже до 35ᵒ С. У меня всё хорошо, здоровье в порядке".

6.05.1982.

"Здравствуйте, мои дорогие мама и папа! Получил от вас 2 письма сегодня, узнал, как вы живете. Сегодня праздник, мой день рождения. Утром встали, на зарядку вышли, построились. Командир роты вдруг говорит: "Рядовой Соломатов, выйти из строя. Я испугался сначала, думал, что что-то случилось, а он меня поздравил, от офицерского состава подарил 2 банки сгущенки и сказал, что я могу отдыхать целый день. Вот я и сачкую, письма всем пишу. У меня всё хорошо, здоровье в порядке. Погода жаркая, днем до + 40 градусов. Я уже весь черный, как негр. Ну вот, наверное, и всё. Будьте здоровы, крепко всех целую. Ваш сын Вовка".

1.06.1982.

"Утром встанешь, пока еще не жарко, в долину глянешь - такая красотища, всё кругом зелено. Скоро виноград поспеет, здесь его очень много. Мамуля, я тебе маленький подарочек купил. Если смогу отправить, то в середине июля получишь. Мам, или ты, папка, займитесь, купите пару пачек фотобумаги. Каждую положите в самодельный конверт из ватмана и отправьте мне заказным письмом. Некоторым пацанам доходят, не всем, конечно, но вы всё же попробуйте. Мам, я тебе писал уже, чтобы ты больше не высылала мне конверты. Ты лучше в каждое письмо положи по 1-2 лезвия, сейчас с этим очень туго стало. В афганских духанах есть, но дорогие - японские да американские, а наших не стало".

1.07.1982.

"Извините, что уже больше недели я не писал вам, совсем не было времени. Наш батальон перебросили, и сейчас мы находимся в Кабуле, в крепости (Балахисар) в центре города. Здесь не так жарко, как на прежнем месте. Жизнь теперь будет потрудней: караул через день, да и служба по уставу. Как оделся после зарядки, так и ходишь до отбоя в х/б и ботинках, а раньше, если находились в лагере, то ходили в трусах и тапочках. Ну ничего, это не страшно, зато почта теперь будет каждый день. Наша переписка должна наладиться. Представляете, вчера первый раз за 8 месяцев увидел русскую газету и русскую женщину, да и вообще женское лицо. В Лагмане (Лагма́н — одна из тридцати четырёх провинций Афганистана. Расположена в восточной части Афганистана, административный центр - город Мехтарлам) все ходят в этой проклятой парандже. А вот долго ли мы будем стоять в столице, я не знаю. Сейчас у нас здесь снимается новый художественный фильм "Жаркое лето Кабула", артистов понаехала куча. Вчера в туалете рядом с Алялиным сидел. Письма ваши получил (и с лезвиями, и с фотобумагой). Ну вот пока и все новости. Будьте здоровы! Крепко вас целую! Ваш сын Вовка. Передавайте всем привет. ОСТАЛОСЬ 10 МЕСЯЦЕВ".

Это было одно из последних его писем...

Соломатов неоднократно принимал участие в боевых действиях советских войск. О последнем дне жизни сына, о последнем его бое с душманами родители узнали со слов однополчан Владимира: "Случилось это 25 июля 1982 года. После длительного марша рота начала прочесывание горного аула Маликар в провинции Парван. Бойцы смертельно устали, так как больше суток не сходили с боевых машин, мышцы ног и рук затекли. Поэтому в дозор отбирали самых крепких ребят. В их число попал и рядовой Соломатов. Шли осторожно, цепочкой. Володя оказался впереди остальных бойцов. В кишлак вошли спокойно, без выстрелов. Он казался нежилым - ни людей, ни скота не было видно. Приободренные, ребята миновали населенный пункт, но когда стали выходить из зоны садов, со стороны гор началась стрельба. Противника за деревьями видно не было, однако Соломатов раньше других засек, откуда ведется огонь. Предупредив остальных бойцов, чтобы затаились, он выдвинулся вперед и броском гранаты уничтожил огневую точку. Он принял удар на себя, дав возможность остальным организовать оборону. Можно было еще спастись, если отползти назад и укрыться, но солдат не мог подвести друзей и продолжил бой. Наконец все огневые точки были засечены, и поступил приказ: подавить их. Ударили минометы... Но вражеская пуля уже нашла смельчака и оборвала молодую жизнь".

Подоспевшие на помощь бойцы увидели безжизненное тело друга.

Гвардии рядовой ВДВ Соломатов В.А. был награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в Рубцовске. 13 февраля 2004 года, в канун 15-й годовщины вывода советских войск из Афганистана, на фасаде здания РМТ была открыта памятная доска его выпускнику, героически погибшему при выполнении воинского долга.

Учившийся вместе с Соломатовым Александр Владимирович Чикалов вспоминал: "Я успел получить от него единственное письмо из Литвы, в котором он так рвался к настоящему делу. Он попал в штаб, так как имел красивый почерк, и никак не мог смириться с такой участью. Он сам попросился на передовую и сделал свой выбор. Володя не спрятался за спины сослуживцев и шагнул в бессмертие".

Марина Кагикина