Торгова Н. Н.

Торгова Нина Николаевна, научный сотрудник краеведческого музея с 1987 по 1989 годы.

Первый учитель. Мы часто забываем имена своих педагогов, их лица стираются с годами в памяти. Но имя первого учителя помнит практически каждый. Вступая в школьную жизнь, человек начинает новый этап своего пути, и, конечно же, благодарен тому, кто научил его читать и писать, ввел в мир знаний. Но первый учитель бывает не только в школе. Для меня таким наставником на трудовом поприще стала Галина Петровна Гнилицкая.

Изучая в институте краеведение и музееведение, мы не очень серьезно относились к этим предметам. Каждый видел себя учителем истории, о музейном деле никто не помышлял, максимум, что мы способны были представить – руководство маленьким школьным музеем, под который, как правило, отводилась небольшая классная комната. Да и практических занятий по музееведению было очень и очень мало.

После прихода в городской краеведческий музей пришлось изучать все эти предметы заново, самостоятельно. Просто счастье, что наставником у меня стала краевед с большим стажем, опытный педагог и историк, увлеченный своим делом человек – Г.П. Гнилицкая. Она привила мне любовь к музейной работе, научила профессиональным приемам. Каждому молодому  сотруднику Галина Петровна назначала время для занятий, во время которых терпеливо разъясняла методику музейной и научной деятельности. Как правильно построить экспозицию? С чего начать и чем закончить? По многим вопросам я чувствовала себя настоящей первоклассницей, и этот новый мир интересных знаний открыла для меня Галина Петровна. Учась в институте, я и предположить не могла, что в качестве научного сотрудника мне придется выступать на радио, писать статьи и заметки в газеты, организовывать и проводить массовые мероприятия, праздники целых улиц: Комсомольской, им. Е.М. Мамонтова, пр. Рубцовского и других. 

У каждого из нас был свой день дежурства по музею, свои закрепленные школы и другие учебные заведения, которые посещали музей в назначенные специально для них дни и часы и по ранее обговоренной теме. Научные сотрудники могли провести экскурсию по любой теме, обозначенной в плане работы музея, но у каждого были свои разделы, по которым мы проводили научно-исследовательскую работу. Мне были поручены 2 темы: «Возникновение и развитие Рубцовска до 1917 года», «Гражданская война на Алтае». До сих пор с интересом читаю все, что печатается по этим вопросам в периодической печати. 

В закрепленных за нами школах мы проводили паспортизацию музеев и комнат Боевой Славы. Очень часто приходилось давать консультации и по ведению учета поступающих фондов, оформлению экспозиций и многим другим вопросам. За мной были закреплены школы №№ 2,5,11,46, им. Пушкина, и часто приходилось выступать там с лекциями, проводить массовые мероприятия. Работали мы и в различных клубах и кинотеатрах.   

Очень интересно проходили лекции по истории нашего города на предприятиях и  в разных организациях. Люди слушали с большой заинтересованностью, задавали много вопросов, особенно об истории тех улиц, где они проживали. 

Хорошее и плодотворное сотрудничество у меня сложилось с воинскими частями. Ребят – военнослужащих привозили в музей на автобусах, по 50 – 60 человек. Многие из них, особенно призванные из сельской глубинки, впервые в жизни посещали музей. Они смотрели на все широко раскрытыми глазами и ловили каждое слово. Некоторые из них приходили потом в музей сами, во время увольнительных (тогда для военнослужащих срочной службы вход был бесплатный), спрашивали, помню ли я их. Да как же я могла их всех запомнить, если в каждый мой дежурный день по воскресеньям приходили все новые и новые группы солдат.

Очень торжественно проходили в стенах музея приемы в пионеры и комсомол. Нарядные и взволнованные школьники и представители старшего поколения собирались задолго до назначенного времени. И часто экскурсию по залу Великой Отечественной войны помогали проводить ветераны, оживляя ее воспоминаниями о реальных боевых событиях.

Многие из нас прошли через «школу Гнилицкой». Кто-то сменил вид профессиональной деятельности, но все равно ее не забыл. А это означает высокий уровень подготовки и отличное качество полученных там знаний…