Любимые художники: В.Н. Пелёвин
В.Н. Пелёвин — живописец, график, родился 7 декабря 1942 года в рабочем поселке Космынино в 20-ти километрах от Костромы. Желание стать художником пробудили детские впечатления.
Однажды он увидел, как старшеклассник рисует на холсте картину, копию «Охотников на привале» Перова. Мальчик заворожено смотрел, как из-под кисти рождалось изображение, и потом несколько дней ходил под впечатлением. Чтобы тоже так суметь, в 5-м классе он записался в кружок по рисованию при местной школе, организованный молодым педагогом А.В. Пименовым. По глубокому убеждению мастера, им, ребятам, очень повезло, ведь они встретили настоящего учителя, во многом определившего их жизненный путь. Алексей Васильевич был подлинным энтузиастом не только изобразительного искусства, но и туризма. Он водил своих воспитанников на этюды и в походы, где юные художники впитывали красоту природы, возил в старинные города полюбоваться творениями архитектуры.
Чтобы познать технологию живописи, школьники копировали произведения великих художников, сами лепили и отливали гипсы. Благодаря этим занятиям, в 14 лет Валентин уже мог натянуть и загрунтовать холст, написать пейзаж маслом. Однажды он, единственный в классе, даже проиллюстрировал свое сочинение по произведению классика русской литературы. Лучшие рисунки кружковцев, прошедшие серьезный отбор, отправлялись на всероссийские и международные выставки в Монреале, Вене, Дели и других городах. Это укрепляло веру юных дарований в свои силы. Родители Валентина, имевшие шестерых детей, радовались за талантливого сына и, экономя на чем-нибудь другом, покупали ему краски, альбомы и кисти. Юноша ценил эту поддержку, и, чтобы помочь семье, после 10 класса решил пойти на завод зарабатывать деньги.
Но летом 1960 года в поселок с лекцией приехал декан художественно-графического факультета Костромского педагогического института А.В. Бузин. Зная работы кружковцев, он предложил Пелёвину и Груздеву поступать к нему. Посоветовавшись с родителями, друзья так и сделали.
Во время учебы Валентин приучил себя работать по 12 часов. Помимо обязательных шестичасовых занятий по рисунку и живописи, он занимался и на факультативных курсах. Это были счастливые годы, вспоминает художник, голодные, но молодые. После окончания института им. Н.А. Некрасова получил специальность «преподаватель рисования, черчения и труда».
В 1965 году по распределению приехал в г. Рубцовск. Он сам выбрал Алтай, потому что много слышал о красоте его природы. Работал в средней школе № 2 учителем рисования и черчения, после службы в армии преподавал черчение в Рубцовском машиностроительном техникуме.
Но творческой натуре Валентина Николаевича в образовательной системе было тесно. Вместе с Груздевым он пришел к 3-му секретарю Рубцовского райкома партии и предложил открыть художественно-оформительскую мастерскую. Идея была воплощена в жизнь, и в этой мастерской, приписанной к Веселоярскому РДК, друзья проработали с 1970 по 1981 годы.
Они создавали большеформатные мозаичные панно, настенные росписи, стенды с наглядной агитацией в столовых, школах и клубах Вишнёвки, Самарки, Саратовки, Большой Шелковки и других населенных пунктов района, оформляли сельскохозяйственные выставки.
Художники трудились и в других местах Алтайского края. В отличие от заезжих столичных шабашников, друзья не считали свою работу «халтурой» и выполняли ее на совесть. Первый секретарь Егорьевского райкома партии был так доволен оформлением мастеров РДК и росписью в актовом зале райисполкома, что приказал приглашать для выполнения заказов только их.
Пелёвин и Груздев оставили о себе добрую память в Новоегорьевском, Лебяжьем, Борисовке, Первомайском и других селах района. После появления в клубах дискотек мастера стали оформлять цветомузыкальные композиции. Для этого разбивали 12 экранов старых кинескопов и делали из этих осколков мозаику. Молодежь Круглых Семенцов, Малой Шелковки и других деревень была очень благодарна рубцовчанам за такой культурный досуг.
К юбилею Угловского района они выполнили маслом на железе 86 портретов целинников, срисовывая их с маленьких фотографий из документов. Заказов было много, работали также в Новичихинском, Волчихинском и других районах Алтая, выезжали в Казахстан.
В трудовой книжке Валентина Николаевича – записи о работе художником в Рубцовской передвижной механизированной колонне № 30 (1981 – 1984), художественной мастерской при городском парке им. Кирова (1985 – 1990), кооперативе «Союз» (1990 – 1991), МП «Рекламбюро – Алей» и ТОО «БОВИ ЛТД» (1991 – 1993), АО «Мельник» (1997 – 1998).
С 1993 по 2008 годы он был художником – реставратором в картинной галерее г. Рубцовска.
Чтобы обеспечить семью в тяжелые времена перестройки, Пелёвин с Груздевым взялись изготавливать мебель. Творческая натура их и здесь проявлялась сполна. Заказчики оставались довольны оригинальными находками в эскизах, а потом и готовыми изделиями: изящными столиками, подсвечниками и бра, великолепными диванами, резными деревянными дверями.
Большая загруженность не мешала Валентину Николаевичу заниматься живописью, создавать свои произведения. С 1985 года он принимает активное участие в городских выставках. Его работы были представлены и на краевых выставках «Алтай преображенный» (1988), «Веруем в мастерство!» (2001).
Картины художника всегда отличаются самобытностью, психологизмом и привлекают внимание зрителей своим философским подтекстом и мастерством исполнения. Они хранятся в фондах Рубцовской картинной галереи, других галерей Алтайского края и в частных коллекциях.
Пелёвин работает в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, тематической композиции, рисует карандашом, пишет маслом и акварелью. Его интересуют разные направления – будь то реализм или авангардизм, эксперименты. Валентин Николаевич считает, что без большого труда талант не выкуешь. «Вдохновение редко приходит, надо работать. Я рисую каждый день, и это мое восприятие жизни. Полученные впечатления хочется отобразить на холсте. А потом уже думаешь, как это сделать, работаешь над цветом», - говорит мастер, способный краску сделать прозрачной, а сюжет – многослойным и содержательным. Поэтому на каждую его картину хочется смотреть, разглядывая все новые детали. Пелёвин не любит давать названия своим картинам. Он считает, что каждый человек должен сам, без подсказки, понять, какой смысл в них заложен.
В 1994 году на выставке «Сюжет с обнаженной» любители прекрасного подолгу стояли возле его картин, тонко воспевающих красоту женского тела. В 2009 году они высоко оценили 2 полотна Валентина Николаевича к юбилею В.М. Шукшина, показывающие неразрывную связь духовного мира земляка с жизнью алтайской глубинки.
В 2012 году Пелёвин представил свои работы на выставке «Портрет глазами художника», в которой участвовал и В. Хижняк из г. Ессентуки. Зрители отметили, что каждый портрет мастера был не живописной копией конкретной личности, а скорее своеобразной метафорой на собирательный образ – характер. Его экспозиция так и называлась – «Метаморфозы в лицах».
Тяготение художника к философскому осмыслению действительности проявилось и в собирательных образах стариков на «Зимнем вернисаже» 2015 года.
С 2010 по 2015 годы он участвовал в работе цикла выставок под общим названием «Три П.», который организовал вместе с рубцовскими художниками, фамилии которых тоже начинались с буквы «П»: С.И. Петровым и Е.М. Понеделко. И хотя у каждого из них был свой взгляд на искусство, всех объединила дружба и любовь к творчеству. «Три П.» дважды выставлялась в Рубцовском филиале Университета Российской академии образования, в городском краеведческом музее (2014, 2015), в картинной галерее (2015). В 2016 году вместе с В. Коршуновой Пелёвин подготовил выставку «О чем думает художник» в детской художественной школе Рубцовска.
Он продолжает искать для своих работ новые материалы и подходы. В 2019 году мастер снова удивил своих поклонников, на этот раз – экспериментами с деревом. Сегодня в его серии произведений, выполненных в технике рельефной мозаики, насчитывается более 10 работ. При их создании Валентин Николаевич использует как старые, так и новые доски разных пород деревьев.
В 2007 году состоялась первая персональная выставка художника в Рубцовской картинной галерее. Она называлась «У открытого окна» и показывала живопись и графику мастера. Лучше всего впечатления о ней передают отзывы посетителей: «Встреча с творчеством Пелёвина – праздник души»; «Любовь, радость, грусть, юмор – все подвластно кисти художника»; «Эти полотна заставляют размышлять над увиденным»; «Картины словно пронизаны солнечным светом, излучают тепло»; «Мы получили истинное наслаждение! Это - фейерверк эмоций и возвышенных чувств. Здесь есть всё - мироздание, красота, счастье и радость, жизнь и смерть»; «Спасибо за искусство! Служите людям и дальше». А ученик 6 класса написал: «Теперь у меня есть любимый художник!». Лучше и не скажешь…
В 2013 году прошла персональная выставка Валентина Николаевича и в городском краеведческом музее.
Достижения Пелёвина были отмечены Благодарственными письмами от руководства Рубцовского филиала Университета Российской академии образования, детской художественной школы города (2016, за творческое сотрудничество и пропаганду изобразительного искусства среди подрастающего поколения), городского краеведческого музея (2019, за активное участие в выставочных проектах картинной галереи).
За большой личный вклад в развитие и популяризацию изобразительного искусства, активное участие в культурной жизни города Валентин Николаевич был награжден Благодарственными письмами от управления культуры г. Рубцовска (2004, 2007, 2008, 2012).
Главы города Рубцовска и его Администрации также отметили Благодарственными письмами добросовестный труд мастера и его участие в издательском проекте по выпуску подарочного фотоальбома к 125-летию Рубцовска (2010, 2017).
В 2002 и 2007 годах за большой вклад в развитие культуры края он был награжден почетными грамотами Комитета по культуре и туризму, Управления по культуре Алтайского края.
Кагикина М.А.
Источники:
Жовнир Л. «Теплый вечер с «Красной дамой» - «Боевой темп», № 16, 3.03.1994, с. 4.
Жовнир Л. «Работать, а не ждать вдохновения» - «Боевой темп», № 40, 2.06.1994, с. 3.
Плужникова Г. «О чем поет душа художника» - «РТВ-3 представляет», февраль 2016.
Самохвалова Е. «У раскрытого окна» - «РТВ-3 представляет», № 26, 28.07.2007, с. 6.
Шабанов С. «Он пришел дать нам волю» - «Вечерний Рубцовск», № 18, 29.04.2009.
Маслич С. «Выражение лица (о чем может рассказать портрет)» - «РТВ-3 представляет», № 11, 15.03.2012, с. 5.
Плужникова Г. «Узоры «Зимнего вернисажа» - «РТВ-3 представляет», 2015 (конец января).
Снежко С. «Творческий подарок ценителям прекрасного» - «РТВ-3 представляет», № 35, 4.09.2020, с. 5.