Сергей Игоревич Петров и Евгений Михайлович Понеделко

В этом году два известных в Рубцовске художника отметили свои юбилеи. С.И. Петрову исполнилось 55 лет, Е.М. Понеделко – 60. Оба они - самодостаточные, зрелые люди, совершенно разные, и у каждого свой путь в искусстве. Но есть у этих живописцев и нечто общее. Их объединяет крепкая реалистическая школа изобразительного искусства, общее мировоззрение и духовная близость . Зная друг друга много лет, они понимают собеседника с полуслова, и в разговоре никогда не навязывают своего мнения. Художникам интересны работы коллег, и они всегда подмечают в них что-то новое. Дружеские отношения выливались и в творческие проекты, например, в цикл выставок «Три П» (с участием В.Н. Пелевина), которые экспонировался в УРАО, краеведческом музее и картинной галерее. Об этих людях, которые являются авторитетами для молодых художников, хочется узнать больше.

С.И. Петров

С. И. Петров в мастерской

Сергей Петров родился 27 июня 1966 года в г. Енисейске Красноярского края. Родители – представители советской провинциальной интеллигенции. Отец окончил Егорьевское училище гражданской авиации в Подмосковье и приехал по распределению в Енисейск, небольшой городок с населением чуть больше 20 тыс. человек. Там молодой инженер технических служб аэропорта и встретился со студенткой пединститута, приехавшей на учебу из Канска. Мама Сергея в последствие преподавала историю и обществознание в местном педучилище и заведовала практикой будущих учителей начальных классов.

Их сын провел счастливое детство в этом старинном сибирском городе, раскинувшемся на берегу Енисея. Место было очень красивое, вокруг простиралась тайга. Рядом с его домом находился огромный двухэтажный купеческий особняк с большим двором, бревенчатыми амбарами и кирпичными складами. Неподалеку располагался заброшенный тогда мужской монастырь с его мощными, похожими на крепостные, стенами. Старинная архитектура вокруг была обычным делом для мальчика. Таким же естественным, как рыбалка или купание в холодном Енисее, азартные схватки в футбольных и хоккейных баталиях, гонки на велосипедах.

С.И. Петров в Енисейске. 1985 год

Помимо этого, у Сергея было еще одно любимое занятие - лепка из пластилина, а потом и из глины, которую нашел во дворе своего дома. Он много читал и обожал историческую литературу, поэтому изображал пещерных людей, римских легионеров, степняков Батыя, бревенчатые срубы Древней Руси. Ему особенно нравились строгая сдержанность военной формы и природная красота лошадей.

Петров неплохо рисовал, недаром его всегда выбирали в редколлегию стенгазеты. В седьмом классе подросток даже победил в школьном конкурсе политического плаката и получил в награду набор дефицитных тогда фломастеров. После этого ему доверили оформление стендов в пионерской комнате. Начало карьеры художника-оформителя было положено, поэтому после окончания восьмого класса, посоветовавшись с родителями, Сергей поступил на художественно-графическое отделение Енисейского педагогического училища. И это было правильное решение. Его работы по рисунку, живописи и композиции часто бывали в числе лучших, и их отбирали в фонды учебного заведения. Запомнилась студенту и музейная практика в Москве: сибиряки провели неделю в Третьяковской галерее и музее изобразительных искусств им. Пушкина. После окончания училища в 1986 году Петров мечтал поступить в Красноярский институт искусств. Но приехав туда и увидев высокий уровень работ абитуриентов, он решил, что нужно подготовиться получше. Сергей вернулся в Енисейск, работал учителем черчения и рисования в школе № 2, руководителем судомодельного кружка на станции юных техников.

С.И. Петров. 1987 год

Потом приятель рассказал ему о своей учебе в Новосибирском педагогическом институте, и предложил последовать его примеру. Петров решил попробовать свои силы. В 1988 году он приехал в столицу Сибири и без проблем поступил на художественно-графический факультет этого учебного заведения, хотя конкурс был 4 человека на место.

С.И. Петров в Новосибирске. 1989 год

Большой город дал ему и жизненный опыт, и огромный пласты информации. В картинную галерею Новосибирска привозили тогда все значимые выставки своего времени. Сергей Игоревич помнит выставку американского дизайна, американского изобразительного искусства XIX – начала XX веков, персоналку Ильи Глазунова и другие проекты. Во время музейной практики студенты ездили в Ленинград, изучали шедевры мастеров в Эрмитаже и Русском музее. Сибиряки получили громадное впечатление от просмотра картин вживую.

С.И. Петров на пленэре. 1989 год

В то время Петрова привлекали импрессионисты, и это увлечение сказывалось на стиле его живописи: где-то проскальзывал Ван Гог, где-то появлялись элементы Сезана. Тогда же он оценил и Врубеля, и этот художник до сих пор остается одним из самых любимых. В 1998 году во время командировки в Москву молодому специалисту довелось побывать на выставке Врубеля в Центральном выставочном зале. Там были представлены все работы мастера – от детских рисунков до майолики. Этот подарок судьбы он ценит до сих пор, ведь впечатления от него остались на всю жизнь.

С.И.Петров в Енисейске. 1998 год

Остались в памяти Сергея и бытовые зарисовки времен студенчества. Несмотря на хорошие условия жизни в общежитии, находящемся на краю Новосибирска, на занятия нужно было ехать в центр города, давясь 10 остановок в переполненном автобусе, а потом еще и 3 остановки на метро. Это были годы перестройки, время первых кооперативов, поэтому у ребят появилась возможность подзаработать. Материалы для учебы на художественном отделении стоили дорого, а сидеть на шее у родителей Петров не привык. Что только не мастерил будущий художник: декоративные пепельницы и деревянные фонари, новогодние свечи и пр. При полном дефиците всего на свете народ с удовольствием покупал эти поделки, и Сергей получал средства на одежду, краски, кисти и холсты.

Его дипломная работа порадовала наставников, ведь студент решил попробовать себя в серьезной жанровой композиции. Предыдущие выпуски не баловали преподавателей разнообразием, представляя на суд комиссии стандартные пейзажи, натюрморты и портреты. А Петров взял сюжет о возвращении монахов в заброшенный монастырь в Енисейске, который он знал до последнего камня. Для воплощения такой сложной темы нужны были время, натурщики, особое освещение и живописный этюд. Ничего этого у выпускника не имелось, был один только карандашный эскиз времен художественного училища. Но, несмотря на все трудности, картину Сергей закончил вовремя и получил отличную оценку от экзаменационной комиссии. Сам художник, с присущей ему самокритичностью, считает, что «пятерку» ему дали авансом.

Женившись еще в студенчестве, на старших курсах он перевелся на заочное отделение и в 1992 году переехал на родину жены, в Рубцовск. Его первое впечатление от нового места жительства было приятным – зеленый, уютный городок с огромным количеством наглядной агитации. Окончив в 1993 году институт по специальности «преподаватель черчения и изобразительного искусства», Сергей занялся дизайном интерьеров: оформлял гостиницу «Уют», магазины «Плодовощеторга», проектировал мебель.

С 1994 года он работал в детской художественной школе. Попав туда почти случайно, он не смог отказать ее директору, Ш.М. Резатдинову, в просьбе довести одну из групп до конца года. А потом понял – это его творческая среда, его любимое дело. И хотя зарплата была символической, да и платили ее не вовремя, молодой специалист остался там на несколько лет. Да и после его ухода оттуда администрация и педагогический коллектив школы не раз благодарили Сергея Игоревича за поддержку юных дарований и участие в проведении аттестации ее выпускников.

С.И. Петров в художественной школе. 2005 год

В 2000 – 2002 годах он трудился в ООО «Маклер»: художником, начальником дизайн – студии, бригадиром участка по изготовлению рекламной продукции. С 2002 года Петров руководит изостудией в Рубцовской картинной галерее. Занимаются в ней и самодеятельные художники, и те, кто просто любит рисовать. Вместе с педагогом они придумывают темы и сюжеты, разбирают и оценивают работы. Одно из главных условий успеха обучения студийцев - это индивидуальный подход наставника. Сергей Игоревич дает каждому возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Для него важно не только вооружить учеников техническими навыками, но и привить им умение видеть, чувствовать и передавать предметный мир. Не все его воспитанники станут профессионалами, но занятия в студии не пройдут для них бесследно. Прекрасное будет сопровождать их всю жизнь.

С.И. Петров с учащимися изостудии. 2021 год

С 1996 года (с перерывами) и по настоящее время Петров работает художником-оформителем и художником-реставратором городского краеведческого музея. Пришел сюда он благодаря знакомству с А.А. Долгим, который в то время оформлял зал природы и экологии Алтая. Петров подключился к работе и получил первый музейный опыт, проявив себя человеком творческим, тонко чувствующим и понимающим специфику этого дела. Тогда же у него появилась и мастерская в здании музея. Разработанные Сергеем Игоревичем эскизы выставок всегда оригинальны, в них предусмотрено всё, от цветового решения до удобства просмотра экспонатов посетителями. Работая над их воплощением, художник проявляет себя и как технолог, проектируя новое оборудование.

Он участвовал в создании выставок: «Банкноты России и Советского Союза», «Из истории частного предпринимательства Рубцовска», «Символы Российского государства», «Природа и экология «золотого» Алтая» и др., оформлении залов «Возникновение с. Рубцово и его развитие до 1917 года», «Рубцовск в годы Великой Отечественной войны». Благодаря грамотному решению художника, на фестивалях «Музейный перекресток» в городе Барнауле передвижная выставка «Олимпийский чемпион Алексей Тищенко» была признана лучшей (2006 год), а проект «Традиционный русский костюм» принес музею не только диплом лауреата, но и набор компьютерной техники (2009 год). Сергей Игоревич осуществляет и художественное оформление проводимых в музее мероприятий: лекций, праздников, открытых уроков.

Несмотря на разные сложные жизненные ситуации, желание писать у художника никогда не угасало, хотя, бывало, он и по году не брал в руки кисть. Приходилось выживать, и на творчество не хватало времени. Но всё же Петров рисовал, делал наброски, этюды, пейзажи, и со временем стал признанным мастером. Как живописца, его характеризуют чувство колорита, уверенный точный рисунок и глубокий интерес к изображаемой теме. При этом его картины всегда обладают композиционной цельностью, пластическим единством стиля, ритмичностью и фактурной выразительностью. Художник работает в разных жанрах изобразительного искусства, но многие особенно отмечают его пейзажи. Сергей Игоревич позволяет зрителям быть не только созерцателями картины, но и его соавторами, поскольку запечатлевает известные многим места.

Сейчас его интересует славянская мифология, потому что почувствовал – это его, кровное. Появились работы с языческими божествами, потом возникла скифская тема. Наверное, это неслучайно, ведь для Петрова очень важны корни, в том числе, и семейные. Его дарования, вероятно, наследственные. Так, мама отца и в 80 с лишним лет рисовала и вышивала. В мастерской художника хранятся ее масляные краски, купленные в 1952 году, вышитый бабушкой домотканый рушник и медный, с серебром, колокольчик, купленный еще в 1883 году на Нижегородской ярмарке.

Сергей Игоревич - участник всех ежегодных сборных выставок в Рубцовске. Его картины были представлены и на выездных выставках: в Барнауле (1995, 2005), в Горняке (1998), в Новосибирске (2003). Персональная выставка Петрова «Моя страна – моя Россия!» прошла в детской музыкальной школе № 3 Рубцовска в 2014 году.

С.И. Пертов во время подготовки к выставке

На протяжении двадцати лет он занимался строительством снежно-ледового городка на центральной площади города, около десяти лет подряд создает чучело - символ зимы, которое принародно сжигается на Масленицу. Художник принимал участие во многих городских издательских проектах. Его картины есть в настенных календарях «Художники города Рубцовска», «Город в сердце моем» (2011, 2012, 2018). Несмотря на большую занятость, Сергей Игоревич с удовольствием проиллюстрировал три сборника стихов местных поэтов. Его надежность – залог успешности любого творческого начинания.

За многолетний и добросовестный труд, сохранение историко-культурного наследия города, большой вклад в развитие изобразительного искусства края С.И. Петров был награжден: благодарственным письмом и почетными грамотами от Управления культуры, спорта и молодежной политики г. Рубцовска (2014, 2017, 2021), почетной грамотой от Главы города Рубцовска (2010); благодарственными письмами от Рубцовского городского Совета депутатов (2012, 2018), от Управления Алтайского края по культуре и архивному делу (2016). В 2011 году он стал победителем городского конкурса на звание «Лучший работник культуры» в номинации «Фаворит».

Сергей Игоревич любит приезжать на базу семейного отдыха «Чарыш», с её особой атмосферой уединённости и покоя, очарованием природной красоты. Там есть прекрасные местечки для его излюбленного занятия - рыбалки. Это не только место отдыха для художника, но и место творчества, ведь каждая поездка на базу - это возможность творить и создавать прекрасное.

Кагикина М.А.

Е.М. Понеделко

Второй наш юбиляр, Евгений Михайлович Понеделко, родился 27 декабря 1961 года в поселке Белоусовка Глубоковского района Восточно-Казахстанской области. Позже семья переехала в Шемонаиху, город с обогатительной и кондитерской фабриками. Родители его были из рабочей среды, занимались строительством.

Желание рисовать возникло у мальчика, возможно, от сильного впечатления: помогая сыну выполнить домашнее задание, мама изобразила на странице альбома арбуз с вырезанной долькой. Он получился как настоящий, с эффектом 3д, и мальчику захотелось самому попробовать нарисовать такое чудо. Когда стало что-то получаться, одноклассники прозвали художником. В четвертом классе Женя записался в кружок рисования Натальи Федоровны Поповой, выпускницы Алма-атинского художественного училища, а в седьмом уже рисовал стенгазеты и помогал ей расписывать стены в своей родной школе имени Гагарина.

Е.М. Понеделко в мастерской

Потом по совету наставницы он занимался в студии художника Александра Гавриловича Попова, которая размещалась в школе имени Островского. Несколько лет по вечерам, в любую погоду, подросток уходил из своего стандартного микрорайона с кирпичными пятиэтажками на окраине города в центр Шемонаихи. Он никогда не опаздывал на занятия, потому что ему очень нравилась творческая атмосфера этой уютной комнаты с плакатами, гипсовыми головами и рисунками старшеклассников. А еще Понеделко занимался спортом – легкой атлетикой и волейболом, и с удовольствием выступал на школьных соревнованиях.

После окончания средней школы Евгений собирался поступать в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, но подхватил желтуху и загремел на 3 недели в больницу. Год он проработал учителем рисования и черчения в интернате для иногородних ребят, но этот первый опыт педагогической деятельности не впечатлил. Потом идею с учебой опять пришлось отложить из-за призыва в армию. Евгения направили в отделение радиотехнической разведки войск связи, но после курса молодого бойца перевели в штаб округа в Алма-Ате, где он занимался оформлением и наглядной агитацией.

Демобилизовавшись в 1982 году, Понеделко наконец воплотил свою мечту в жизнь - поступил в Свердловское художественно-педагогическое училище. Он был совершенно счастлив, увидев свою фамилию в списке студентов этого учебного заведения. И сегодня мастер считает это событие одним из самых значимых для себя, ведь оно открыло новый этап в его жизни. Учеба осталась в памяти радостью познания и открытий в мире искусства. «Было здорово с первого занятия до последнего», - говорит Евгений Михайлович. Добрым словом он вспоминает Василия Григорьевича Анциферова, который познакомил студентов с азами мастерства живописца. «Было кого послушать и у кого поучиться», - считает Понеделко.

Студенты посещали местный музей изобразительного искусства, ходили на все привозные выставки мастеров советской живописи. Открытием тех лет для Евгения стал Евсей Евсеевич Моисеенко с его суровым реализмом гражданской войны и хлесткой динамичной живописью.

На 2 курсе Понеделко женился, у него родился сын, поэтому, отучившись 3 года, он взял академический отпуск. В 1986 году Евгений переехал в Рубцовск, где жила супруга, и в училище больше не вернулся.

Художник помнит свои первые впечатления от нового места: - «В советское время Рубцовск был городом пролетариата. В нем работало пять крупных машиностроительных заводов. Но сколько при этом было возможностей и для души! Действовало огромное количество разнообразных бесплатных кружков и секций при Домах культуры. В этом числе была и изостудия Тихонова, которая воспитала и подружила многих художников Рубцовска. Я тоже иногда приходил туда порисовать вместе с ребятами, посмотреть их работы и познакомиться с авторами. Художники жили здорово – шумно, весело и интересно, и мне очень понравилась такая атмосфера. В Домах культуры и кинотеатре «Россия» проходили творческие выставки. Потом открылась картинная галерея на перекрестке переулка Гражданского и проспекта Ленина. У меня там была персональная выставка, очень спорная, в стиле фигуративизма».

Евгений Михайлович работал художником-оформителем на фабрике «Соревнование», в горпромторге, в узле связи, городской больнице № 2, производственном цехе и дизайн – студии ООО «Маклер», во Дворце культуры «Тракторостроитель» и театре кукол, городском музее. В 1988 – 1990 годах он был художником-конструктором в проектно-производственном бюро при управлении архитектуры и градостроительства Рубцовска. С 1994 по 2000 годы служил по специальности в войсковой части № 6720, сначала вольнонаемным сотрудником, затем - контрактником. Там оформлял помещения столовой, штаба, подразделений, писал портреты российских полководцев. В 2011 - 2014 годах Понеделко работал на участке литья художественно-прикладных изделий чугунолитейного цеха ЗАО «Рубцовский литейный комплекс ЛДВ». Прошел весь цикл производства – от создания модели на темы алтайского фольклора и животного мира до ее отливки и доведения до товарного вида. С 2017 года он трудится в картинной галерее. Евгений Михайлович принимает участие в городских и краевых выставках. В 2002 году в Центральной библиотеке Рубцовска прошла его выставка, совместная с А. Федченко. В 2004 году персональная выставка Понеделко работала в картинной галерее им. В.В. Тихонова. Художник принимал участие и в городских издательских проектах. Его картины нашли свое место в настенном календаре «Город в сердце моем» (2012). За поддержку и развитие искусства Евгений Михайлович был награжден благодарственными письмами Управления культуры, спорта и молодежной политики г. Рубцовска (2012, 2021).

Живописец, он работает в жанрах натюрморта, портрета и пейзажа. «Научить рисовать могут в училище или институте, - считает он. - Но работы художника волнуют и трогают сердце зрителя только в том случае, если у него есть талант. Запечатлеть реальность можно и на фотографии. Но там она всегда закончена, а в картине обязательно есть недосказанность. Художник пытается воплотить образ, который приходит к нему, дать ему форму, насытить красками, оживить. Если душа автора загорается, тогда получается работа, которая задевает, останавливает зрителя. Уловить характерную особенность, отразить внутреннюю сущность вещи - вот это интересно. Конечно, надо знать свойства красок, материала, фактуры. Надо владеть линией, цветовым пятном. Вряд ли человек с улицы возьмет кисть и сразу напишет шедевр. Все-таки мастерство - это труд».

В его жизни бывали периоды, когда казалось, что все уже нарисовано. Но они прошли, и сейчас ему интересен каждый день. В голове у художника масса планов и задумок. У Евгения Михайловича сформировался свой собственный индивидуальный стиль, и он очень узнаваем. На вернисажах местных художников работы Понеделко видны сразу, потому что его манеру письма выделяет особая техника и экспрессия. В живописи художника прослеживается влияние мастеров западно - европейского искусства, творчество которых он переосмысливает с учетом современности. Картинам Евгения Михайловича присуща монументальность и цельность в трактовке образов и форм. Смелые композиционные построения художника ломают стереотипы. Он показывает обычные предметы в приближении, зачастую увеличивая их размеры больше натуральной величины. Зритель начинает видеть только часть объекта, его фактуру, и от этого он предстает перед нами в другом качестве. Такой подход художника дает нам пищу для собственных фантазий и размышлений, будоражит мысль и служит приглашением к диалогу.

Кагикина М.А.