Мануковский Александр Иванович

В конце марта мы будем отмечать целых два праздника: День работника культуры (25 марта) и Международный день театра (27 марта). К обоим этим важным событиям имеет отношение известный в нашем городе художник - Александр Иванович Мануковский. В преддверии торжественных мероприятий предлагаем вашему вниманию его биографию и творческий автопортрет, созданный из воспоминаний мастера.

Мануковский А.И. "От первого лица"

Я родился в Рубцовске и живу здесь по сей день. Город наш мне очень нравится.

Рисовать начал с детства, и в этом заслуга моего отца. Лет в пять он познакомил меня с простым карандашом, раскрыл его секреты. Папа мне сказал: "Саша, вот смотри - если провести карандашом тонкую черту, то она будет серенькой. Если нажать посильнее - линия будет почти черной. А если наносить штришок один на другой - то он будет все темнее и темнее". То есть отец дал мне первое понимание тона - от светлого к темному. Он, конечно, и близко не был художником (работал машинистом паровоза). Видимо, от природы имел художественные задатки, которые просто не было возможности развивать. Мне очень нравились конспекты, которые папа писал во время учебы в Алма-атинском железнодорожном училище. У него был замечательный почерк, и каждая тема выделялась особым шрифтом. Я просто любовался, как он это делает.

Отец был охотником, и перед походом на уток готовился - обновлял пластиковые приманки для привлечения пролетающих птиц. В этот момент для меня начиналась настоящая сказка. Папа брал тюбики с масляными красками (само их название звучало как музыка, первым я запомнил красивое "ультрамарин"), выдавливал их на палитру, смешивал и подкрашивал чучела. Я сидел, затаив дыхание, и наблюдал, как происходит это волшебство.

Мне очень нравилось рисовать, и во время учебы в 23 школе я с удовольствием этим занимался. С первого класса так и пошло: "Саша будет художником". Делал стенгазеты, рапорты и прочую оформительскую работу. Правда, в изостудию к В.В. Тихонову я не ходил. Мне с детства был интересны люди и их взаимоотношения. Что за явление такое - человек, зачем живет в этом мире? Когда начал рисовать, то сразу взялся изображать именно его. Помню свои достижения. Поначалу изображал голову как кружок, потом папа сказал: "Саша, посмотри - там есть нос, челюсть, уши". Я подумал: "И правда". Начал строить лицо. Потом пришла очередь тела, которое сначала рисовал в виде огурца. Отец фиксировал мое внимание на каких-то деталях и ошибках, и я начинал размышлять, как нужно сделать. Это были мои маленькие победы. Позже я узнал, как построить предмет в пространстве, работать с цветом и пр.

Потом меня призвали в армию. Учебную часть прошел на Украине, в городе Шепетовка Хмельницкой области. Там жил Николай Островский - автора романа "Как закалялась сталь". Дальше нас раскидали по всему Советскому Союзу. Я служил в Калининградской области, в городе Советск (бывший Тильзит) на границе с Литвой. Занимался складами с военной амуницией - шинелями, сапогами и прочим обмундированием. Так как у меня есть предрасположенность к наведению порядка во всем, то старшина был мною очень доволен. Рисовал всегда, и в армии тоже, правда, там приходилось заниматься больше не живописью, а оформительской работой.

Во время срочной службы познакомился со своей первой женой. 7 мая 1976 года я демобилизовался, и в тот же день мы с ней зарегистрировали брак. Переехали в Каунас. Мне понравился этот чистый и ухоженный город, по размеру примерно похожий на мой любимый Барнаул. Там был красивый дубовый парк и старое русское кладбище с древними надгробьями и часовней. Я ходил туда на пленэр, брал этюдник и шел рисовать живописные виды. Но потом потянуло домой, потому что все вокруг было не мое - чужое, хоть и красивое.

После армии я закончил декоративно-оформительское отделение Московского заочного университета искусств. Работал художником на комбинате промышленных предприятий строительного треста № 46 Рубцовска. Мне дали прекрасную мастерскую - просторную и светлую. Работы было много: оформление стенгазет, праздничных колонн на демонстрациях 1 мая, 7 ноября и пр.

Потом меня позвали в Рубцовский драматический театр. Это была особая тема, интересная с детства. Я помню, что папа однажды сделал из обувной коробки кукольный театр: вырезал зеркало сцены, бумажный занавес и фигурки. Меня эта игра очень увлекала. Став взрослым, я с удовольствием принял предложение поработать в театре. Трудился декоратором, бутафором, зав. декоративным цехом. Потом был очередным художником-постановщиком и уже не воплощал чужие идеи, а создавал свои эскизы декораций и костюмов.

Важным событием для меня стало знакомство с Ю.Ф. Жиляевым, который много лет был бессменным главным художником театра. К моменту нашей встречи он уже вышел на пенсию и жил в Риге, но руководство иногда приглашало Юрия Федоровича на разовые постановки, для оформления которых он приезжал в Рубцовск. С этим человеком сразу сложились теплые отношения. Можно сказать, что он взял меня в ученики, а я был этому только рад. Жиляев делился со мной многими театральными секретами: как ставить свет, как писать мягкие и жесткие декорации, создавать огромные задники, кулисы, падуги, знакомил с техникой нанесения краски (а она уходила ведрами) кистями с большими черенками. Он дал мне много материалов по костюмам, которые я до сих пор храню. Все это было очень интересно, и я про себя думал: "Боже мой, от этой работы я получаю такое огромное удовольствие, и мне еще зарплату платят!"

Как очередной художник-постановщик, за год я должен был оформить 4 спектакля. А ведь пьесы разные, и не все мне нравились. И тут проходилось, конечно, себя заставлять. Есть сроки, поэтому некогда ходить и вынашивать идею. Есть авторские персонажи со своими характерами, и для каждого из них нужно придумать костюм - цветовая гамма, покрой, то есть полностью все. И тут нужно было работать в паре с режиссером, потому что он - основная руководящая сила. Именно режиссер ставит сверхзадачу, организует мизансцены, а художник помогает ему воплотить идею. И тут мы должны совпасть.

Помню очередного режиссера - Бориса Давыдовича Рубинова. Он всегда говорил: "Ну что, Александр Иванович, чем будем удивлять?". Мы с ним садились, разбирали пьесу, ее героев, и я начинал действовать уже самостоятельно. Но когда на планшете сцены задумываешь декорации, ты должен представлять, что там будут жить и работать актеры - персонажи, которые взаимодействуют между собой. Потом мы снова встречались с режиссером и обговаривали детали. Этот творческий процесс требовал дополнительных знаний, поэтому я закончил театрально-режиссерское отделение Алтайского института культуры. Добрым словом вспоминаю и Юрия Яковлевича Резниченко, главного режиссера театра в начале 1980-х годов, которого тоже отчасти могу назвать своим учителем. Он рассказывал много интересных вещей о своей профессии, об актерах. Это было очень важно и полезно для меня, как для театрального художника.

Огромную роль также сыграло Алтайское краевое отделение Всероссийского театрального общества, которым руководила Ольга Казаковцева. Она не давала нам дремать, регулярно отправляла на курсы повышения квалификации, на выставки. В 1980 - 1989 годах я был участником выставок театральных художников в Барнауле, Челябинске, Красноярске, Новосибирске. Нас водили по театрам, знакомили с большими художниками, которые делились секретами мастерства. Сценография ведь не стоит на месте, не все упирается в реализм. Например, сломали зеркало сцены, вынесли действие в зал - когда-то это была революция. Режиссерские находки тянут за собой новаторство художника. Существует и определенная мода. Каждый творческий человек мыслит по своему, и его видение имеет право на существование, главное, чтобы оно было выполнено грамотно и профессионально.

Позже я стал главным художником Рубцовского драматического театра и отработал там, в общей сложности, 10 лет. Разница между работой очередного художника и главного состоит в том, что последний отвечает за все оформление театра - и внешнее, и внутреннее, а также за афиши, постановку трех своих спектаклей в год и так далее, и тому подобное. Бывало, что при реализации какой-то идеи не хватало исполнителей, или они не справлялись, поэтому приходилось подключаться самому. Обычно это происходило ночью, ведь тогда театр стоял пустой, было тихо, и никто не мешал. В фойе расстилали задник, всю "одежду" сцены, которую нужно было расписать, и я брался за кисть. За ночь нанесенная краска высыхала, и полотнище можно было свернуть и убрать.

Больше всего я любил оформлять детские сказки, потому что там была полная свобода творчества, и можно придумывать всякие фокусы. У меня, например, баба Яга в ступе летала по сцене, вставало и опускалось солнце, горел костер с настоящим дымом. Выполнять технически это было сложно, зато интересно. Помню один спектакль, в котором баба Яга должна была выезжать на сцену в избушке на курьих ножках. Я долго ломал голову над тем, как это сделать, и, наконец, придумал. Взял носилки на ножках, сверху прилепил домик, расписанный под теремок, в котором сидела артистка. Эту конструкцию выносили на сцену двое рабочих, для которых были пошиты чулки в виде куриных лап. Потом в домике открывалась дверца и, к восторгу маленьких зрителей, оттуда выскакивала Баба-яга: "Здравствуйте, а вот и я!". Эту сказку посмотрела моя дочь. После ее окончания она попросилась на сцену. Там долго ходила вокруг избушки и недоумевала: "А где же курьи ножки?" Пришлось сказать, что они ушли домой отдыхать.

Особенно мне нравилось работать с художником по свету. Бывало, смотришь на готовую декорацию и видишь - это ненастоящее. Но стоит смонтировать и осветить ее на сцене, как получается настоящая сказка. Откуда ни возьмись, появляется глубина, воздушная дымка. Словами это не передать, какое-то волшебство.

Запомнились мне и рубцовские актеры, например, Алла Константиновна Бородина и Леонид Михайлович Шатилов. Знаю, что у Марии Ивановны Курзо сложилась целая актерская династия. Ее дочь, Ирина Марцинкевич, тоже стала артисткой, а внучка, Светлана Смирнова - Марцинкевич, сыграла одну из главных ролей в фильме "Обратная сторона луны".

Одно время в нашем театре было много молодежи. Человека три пришли после окончания Алтайского института культуры: Николай Бут, Сергей Яковлев, который ранее работал в ДК АТЗ и был очень известен как мастер разговорного жанра, Юра Чистяков, с которым мы учились в одной группе. Я был секретарем комсомольской организации и председателем общества борьбы за трезвость. Мы организовали "Союз кулака, плаща и шпаги", основанный на сценическом движении. Вместе разучивали кулачные бои и упражнялись в фехтовании. В то время проходил краевой конкурс капустников алтайских театров, и мы с Сергеем и Николаем, который прекрасно играл на гитаре и баяне, подготовили небольшое представление. Заняли, кстати, первое место, и нас наградили денежной премией. Очень запомнились и гастроли. Я часто выезжал вместе с труппой, потому что сценические площадки везде разные, и мне нужно было продумать технические моменты размещения декораций. К тому же бывали случаи, когда они приходили в негодность и требовали реставрации. Молодежный состав часто собирался вместе. Мы устраивали субботники, общались, и, на мой взгляд, у нас была самая замечательная компания: всегда интересные разговоры, песни под гитару, веселье. Это было просто здорово!

Потом мне довелось поработать в нашем кукольном театре, вместе с Андреем Карловичем Брахманом - папой Карло. Это был чудесный человек, очень добрый. В прошлом они с женой были артистами Рубцовского драматического театра. Я даже помню, что в начальных классах школы нас водили смотреть спектакль "Р.В.С." (по пьесе А. Гайдара), где Разия Файзуллаевна играла мальчишку. У нее было амплуа "травести", потому что актриса была небольшого роста, худенькая. Мне очень понравилась работа с куклами, меня это завораживало. Выезжая в другие города (Челябинск, Красноярск), всегда ходил в местные кукольные театры. Кстати, в старом помещении труппе Брахмана было очень тесно, и я всегда думал, что если ее переселять, то подойдет именно здание кинозала АТЗ. Интересно, что так и случилось...

Далее мне предложили работу в детской художественной школе Рубцовска. Это было чем-то новым, и я долго сомневался, прежде чем согласиться. Но через некоторое время понял, что работать с детьми - это мое призвание, очень подходящее по складу характера. Я преподавал рисунок, живопись, композицию. Поскольку школа была с прикладным уклоном, кто-то из учителей проводил занятия еще и по резьбе, кто-то - скульптуре.

Я же организовал театр кукол "Петрушка". Все получилось как бы само собой. Началось с того, что я стал рассказывать ребятам о том, какие вообще бывают куклы, об истории скоморохов, показывавших народу целые представления. Их маленький театр назывался "Петрушка" в честь главного героя - пальчиковой куклы, которая надевалась на руку, как рукавичка. Сверху была головка из папье-маше. Когда дети уже выбрали по желанию персонажей и сделали каждый свою куклу, я заметил, что они на переменах начинают ими играть между собой. Приближался Новый год, и у меня появилась идея поставить небольшое представление. Я поговорил с ребятами, и они живо откликнулись на мое предложение. Одного мальчика я попросил написать коротенькую пьесу на 10 - 15 минут - такую зимнюю сказку с участием тех героев, которые у нас были. Он это с удовольствием сделал, причем быстро и хорошо. Ну и закрутилось. Получился небольшой спектакль, который мы показали всей школе. Зрители были крайне удивлены и очень обрадовались такому подарку.

Мой класс в художественной школе был оборудован, как маленький театр. Там стояла ширма с занавесом, были цветные прожекторы, музыкальная аппаратура и все, что нужно. Я брал у Андрея Карловича небольшие пьески, и мы с учениками ставили спектакли. Потом я уже занялся "Петрушкой" основательно: стал рассказывать ребятам о том, какие бывают декорации, какое освещение используется, как делается музыкальное оформление и пр. У нас даже проходили занятия по сценической речи и гриму, потому что детям все было интересно. Наш "Петрушка" участвовал в городском конкурсе самодеятельных театральных коллективов, который проходил в драматическом театре. Мы привезли туда ширму, показали свой спектакль и заняли призовое место. Было очень здорово...

Я отработал в художественной школе 4 года. К сожалению, после моего ухода театр распался, но одна из девочек работала потом кукловодом у Брахмана и даже была артисткой городского драматического театра. А мальчик, написавший пьесу - Саша Сухоруков (сейчас уже Александр Сергеевич!) - живет и работает в Барнауле. Он стал президентом федерации "Косики каратэ Алтайского края". Очень хороший и серьезный человек, я его не так давно видел. Интересно, что жена Александра тоже закончила художественную школу, только в Барнауле. Поскольку я тоже увлекался каратэ-до, мы с ним встретились потом в спортзале на тренировке и даже поработали в паре

Спортом я занимался всегда, что мне помогало, помогает и, наверное, будет помогать дальше по жизни. До армии это был бокс. Наш тренер (мы его звали уважительно "шеф") много рассказывал об истории зарождения этого вида спорта, его традициях и правилах. Он всегда говорил, что боксер - это самый миролюбивый человек. Если кто-то был замечен в применении силы против неподготовленного человека, то он сразу мог попрощаться с занятиями в секции.

Потом пошла мода на каратэ, оно казалось каким-то чудом. Меня увлекала философия этого направления боевых единоборств, были интересны его истоки, ведь любой вид спорта или творчества имеет прочную основу. Разновидностей каратэ-до очень много, а я занимался его классической бесконтактной формой, которая называется "шотокан". Символ школы - тигр, который сидит в засаде и наносит только один решающий удар. Ее философия - не агрессия, а защита, приводящая к победе. Моими наставниками были Владимир Назаров и Алексей Геннадьевич Шумаков.

Несмотря на то, что я жил и работал в Рубцовске много лет, с городскими художниками долгое время знаком не был, хотя знал живописцев из других городов - Барнаула, Бийска, Горно-Алтайска. Познакомился с ними в 1987 году, когда городские власти построили мастерские, и одну из них выделили мне. С этого времени я стал постоянным участником художественных выставок в картинной галерее им. В.В. Тихонова. В 1995 году там прошла и моя персональная выставка, которая экспонировалась также в Горняке. В 2016 и 2022 годах мои персональные выставки работали в детской музыкальной школе № 3 Рубцовска.

Мне всегда были интересны работы других художников, например, Понеделко. Для меня он - большой авторитет. У нас с Женей сложились теплые отношения, есть взаимопонимание. Я очень дорожу его дружбой. Мне бесконечно нравится живопись Понеделко. Она, конечно, другая. Иногда хочется писать, как он, но подражать бессмысленно, потому что понимаешь - это не твое. Мне интересны люди, поэтому пейзажей и натюрмортов крайне мало. Каждая моя работа - это размышления на какую-то тему, связанную с человеком. Это бесконечный процесс - возникшая идея тянет за собой последующие. Обычно бывает так: одну картину пишу, в голове уже зарождается замысел второй, потом всплывают наметки третьей, и появляется серия работ. Когда тема исчерпана, рождается новый проект.

Несмотря на то, что сейчас я на пенсии, времени по-прежнему не хватает. А еще не хватает положительных эмоций. Глядя на некоторые современные постановки, я давно прихожу в ужас и в уныние. Бузова на театральной сцене в Москве - это просто бред! Это пена, которая побурлит-побурлит и схлынет, я очень надеюсь на это. Смотришь на все это и хочется сделать замечание, выразить свое недовольство, но потом думаешь: "Не надо этого. Лучше заняться тем, что интересно". А интересно мне творчество, и когда работа получается, это всегда такая радость и удовольствие!

декабрь 2022 года (под редакцией Кагикиной М.А.)

Театральная энциклопедия Алтайского края:

Мануковский Александр Иванович (6 мая 1956, г. Рубцовск), художник, главный художник Рубцовского драматического театра (1985-1989).

С 1971 по 1975 годы прошел обучение в Рубцовском машиностроительном техникуме. После службы в армии работал слесарем на экспериментальном заводе автодорожного транспорта, токарем на станкостроительном предприятии в г. Каунас Литовской ССР, художником-оформителем в строительном тресте №46 г. Рубцовска. Окончил декоративно-прикладное отделение заочного народного университета искусств (1981).

В 1980-1989, 1994 годах работал в Рубцовском драматическом театре. Был бутафором-декоратором, заведующим бутафорским цехом, художником-декоратором, художником-постановщиком. С 1985 года исполнял обязанности главного художника театра. Занимался оформлением спектаклей: «Министр ее величества» М. Ворфоломеева (1980); «Золотое поле» В. Гольдфельда, «Хартин - сын степей» Б. Очирова, «Василиса Прекрасная» С. Прокофьева и Г. Сапгира, «Свободная тема» А. Чхаидзе (1981); «Парижский жених» А. Папаяна, «Великий лягушонок» Л. Устинова, «За чем пойдешь, то и найдешь» А.Н. Островского (1982); «Характеры» В. Шукшина, «За три часа до войны» Б. Васильева, «Колокола души» Н. Терентьева, «Дамоклов меч» Н. Хикмета (1983); «Страна пылающего солнца» К. Амирова, «Медея» Еврипида, «Два клена» Е. Шварца, «Третье лицо Януса» С. Гагарина, А. Гафина, Е. Рыка (1984); «Жодле или хозяин – слуга» П. Скаррона, «Золотой цыпленок» В. Орлова, «Петрович» О. Данилова, «Свои люди – сочтемся» А.Н. Островского, «Комната» Э. Брагинского (1985); «Развод перед свадьбой» В. Константинова и Б. Рацера, «Иудушка» Н. Рубинштейна по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (1986); «По соседству мы живем» С. Лобозерова, «Соур» А. Шагиняна, «Не смирюсь никогда!» Л. Квина (1987); «Забыть Герострата» Г. Горина (1988); «Развод по-французски» Ф. Кампоо (1994).

В 1983 году ненадолго выезжал в Казахстан, работал в Талды-Курганском областном театре драмы, где занимался оформлением спектакля «Легендарная личность» В. Левашова.

Александр Иванович отличался высокой личной ответственностью за порученное дело. Находясь в постоянном творческом поиске, стремился в каждой работе максимально раскрыть замысел автора художественными средствами. Его оформление и режиссерское решение всегда составляли единый ансамбль, а построенные им декорации становились как бы еще одним действующим лицом в постановке.

Окончил театральное отделение Алтайского государственного института культуры (1989). Работал художником-постановщиком в Рубцовском театре кукол. Оформил спектакли: «Кащей Бессмертный» Ю. Муратова, «Точка, точка, два крючочка» А. Клыкова и В. Скороспелова (1989) и др. В 1980-1989 годах участвовал в краевых и зональных выставках театральных художников в городах: Барнаул, Челябинск, Красноярск, Новосибирск. В 1983 году на выставке Алтайского отделения театрального общества «Сценография и театральные мастера» Мануковский представил эскизы декораций к спектаклям «Характеры», «Великий лягушонок», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Три мушкетера». В 1985 году на 3-й межзональной выставке «Театральные художники Сибири» он показал эскизы костюмов к спектаклю «Медея» Еврипида. В 1988 году на краевой художественной выставке «Алтай преображенный» в разделе театрально-декорационное искусство появился его эскиз к спектаклю по пьесе Лопе де Вега «Жодле – хозяин – слуга».

В 1995 году прошла персональная выставка работ Александра Ивановича в Рубцовской картинной галерее им. В.В. Тихонова. Она познакомила земляков с самобытной живописью художника. Далее его картины экспонировались в г. Горняке. Зрителям запомнились полотна «Хождение по водам», «Пастырь», «Адам и Ева», «Четыре апокалипсических всадника» и др.

С 1991 по 1994 годы работал учителем рисунка, живописи и композиции в детской художественной школе г. Рубцовска. В 1993 году организовал там детский кукольный театр «Петрушка» и стал его художественным руководителем. Театр «Петрушка» был отмечен дипломом городского фестиваля «Театральная весна - 94».

А.И. Мануковский является постоянным участником городских художественных выставок в Рубцовской картинной галерее им. В.В. Тихонова.

Источники:

  • Личный листок по учету кадров // из архива Рубцовского драматического театра.

Публикации:

  • Кузьмина Т. Я так чувствую (интервью с Мануковским А.И.) // Коммунистический призыв. - 1985. - 6 ноября.
  • Таничева С. На выставке // Коммунистический призыв. - 1985. - 21 декабря.
  • Шишкина В. Совершенствуют мастерство // К новым рубежам (районная газета). - 1995. - 8 апреля.

Кагикина М.А.

Диалог

Диалог

Летний сон

Летний сон

Микрорайон

Микрорайон

Мужичок

Мужичок

Натюрморт с яблоками

Натюрморт с яблоками

Птица-ночь

Птица-ночь

Серебряный Пьеро

Серебряный Пьеро