Владислав Владимирович Тихонов

Художественная жизнь Рубцовска неразрывно связана с творческой личностью старейшего художника, Почетного гражданина города Рубцовска, Владислава Тихонова. Он заложил прочные основы в развитии художественного творчества, воспитал целую плеяду талантливых художников.

Владислав Владимирович Тихонов родился 11 июня 1920 года в городе Курске. С раннего возраста мать обучала его музыке, а отец – живописи. С 1935 года Тихонов занимался в изостудии картинной галереи города Курска под руководством, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств, Петра Константиновича Лихина.

Сохранились документы, которые подтверждают участие Тихонова в художественных выставках с 1939 года. Уже на первых вернисажах картины начинающего художника привлекали внимание профессионалов и любителей искусства. Во вступительной статье каталога 5-ой областной выставки изобразительного искусства самодеятельных художников (1939-1940 гг.) есть первое упоминание о творчестве молодого автора: «Среди пейзажей…особое место занимают 25 этюдов окрестности гор.Курска и картина «Первая борозда» Тихонова В.В., – мастера музыкальных инструментов (20 лет, г.Курск). В его работах чувствуется чуткий подход к разрешению живописных задач и углубленное восприятие природы».

Когда началась Великая Отечественная война, Владиславу Тихонову едва исполнился 21 год. По воспоминаниям художника он прошел фронтовой путь от небольшого села Солнцево Курской области до Берлина. Рядовой, оружейный мастер хозяйственного взвода 177 армейского запасного стрелкового полка, воевал в составе Центрального и Первого Украинского фронтов. Тихонов В.В. награжден медалью «За Боевые Заслуги» и Орденом Великой Отечественной войны II степени.

Вспоминая о войне, художник говорил о том, что всегда использовал любую свободную минуту для рисования: «Этюдник был всегда со мной. Я считал его своим талисманом». Он не расставался с карандашом во время привалов и длительных переходов. В рисунках на обрывках бумаги, а позднее в живописных полотнах, написанных спустя годы после окончания войны, зафиксировал всё, что видел своими глазами.

К теме Великой Отечественной войны мастер обращался в разные годы. В 1946 году на 10-ой выставке произведений художников Курской области Тихонов представил эскиз «Последний день Берлина». На выставках в картинной галерее города Рубцовска дважды демонстрировал свои работы на военную тему: в 1989 году картины «Последний бой» и «Скоро весна» («Здесь был концлагерь»); в 1995 году – «Курская дуга».

Одно из живописных произведений художника, «Бой в Берлине» (холст, масло, 102х128,5), находится в фондах Курской государственной картинной галереи им.А.А.Дейнеки. Точной даты написания работы нет, но известно, что картина была передана в галерею в 1948 году Курским областным отделом по делам искусств.

О послевоенном периоде жизни Тихонова известно немного. Со слов художника после Великой Отечественной войны он прошел стажировку в Московском художественном институте им.В.И.Сурикова, а в 1951 году принял решение переехать с семьей на Алтай.

Город Рубцовск стал второй родиной для художника, здесь началась его художественно-педагогическая деятельность. В этот период в городе по инициативе заводского комитета профсоюза Алтайского тракторного завода была организована студия, в которой рабочим и служащим создавались условия для занятий изобразительным искусством.

С 1952 по 1993 годы руководил изостудией Алтайского тракторного завода Владислав Владимирович Тихонов. В разные годы в студии занималось от 10 до 30 человек разного возраста. Изостудия Тихонова привлекала в свои ряды талантливую молодежь, желавшую учиться и совершенствоваться в области изобразительного искусства. В условиях малого провинциального города студия явилась творческой лабораторией, формировавшей художественное мышление молодых живописцев. Она давала художественно-эстетический опыт, формирующий их художественную культуру, стимулировала к творчеству и самовыражению, к поиску собственного языка. Незаурядный талант, яркая личность Владислава Тихонова и творческая атмосфера, которую ему удалось создать в изостудии, позволили объединить любителей изобразительного искусства в Рубцовске. Именно студийцы со своим наставником стали организовывать в городе первые художественные выставки.

За десятилетия педагогической работы Тихонов воспитал не одно поколение живописцев. В своей практике он избегал стандартных приёмов и назиданий. Задачи, которые ставил мастер перед учениками, развивали композиционное мышление, заставляли думать и раскрывать свой потенциал. Молодежь тянулась к Тихонову. Он пользовался уважением как художник и как наставник.

Новикова-Федченко Ольга: «Я смогла оценить его деликатность, мудрость, порядочность, интеллигентность, т.е. чисто человеческие качества. А еще он был, безусловно, не жадным. Если человек приходил в студию и искренне хотел рисовать или писать, то он не жалел своего времени, своих секретов и опыта. Все отдавал, как бы зачислял в ученики пожизненно, причем не имело значение ни образование, ни возраст, ни профессия нового подопечного…»

Макаренко Игорь: «Тихонов В.В. был талантливым педагогом, гениальным художником, интересной харизматической личностью. Занятия в его изостудии, общение с ним определили весь мой творческий путь в искусстве».

Хижняк Владимир: «Пишу вам письмо из своего четвертого десятилетия. Как вы там живете? Как ваши алтайские пейзажи? Всегда помню, чему вы меня учили, а особенно то, что вы порою говорили. Многое вошло в мою жизнь, характер и стало моим принципом. Вы были добры, вы не столько учили меня рисованию, сколько привили определённое отношение к теневым сторонам нашей жизни. До конца дней своих буду жить с высоким вашим зарядом и никому не сбить меня с толку. Я всегда буду держать тихоновскую марку и напоминать об этом будет ваш умный взгляд из-под белесых бровей, взгляд из моего навсегда ушедшего детства. О моих работах лестно отзываются здесь и за рубежом. Я люблю вас и помню. Ваш Хижняк».

В 1972 году за достижение высокого художественного уровня и творческих результатов в своей деятельности, регулярное участие студийцев в городских и краевых выставках самодеятельного творчества изостудии было присвоено звание «народной».

В 1997 году Владиславу Владимировичу Тихонову присвоено звание «Почётный гражданин города Рубцовска».

16 мая 2001 года художник ушёл из жизни.

Постановлением городского Совета депутатов от 31 октября 2001 года №266 рубцовской картинной галерее присвоено имя Владислава Владимировича Тихонова. В фондах галереи находится коллекция живописных и графических работ художника – 49 единиц хранения.

Большая часть художественного наследия мастера посвящена природе Алтая. «Обрёл я на Алтае вторую родину. Благодарен Всевышнему, что он привёл меня в этот удивительный уголок земли…» – с особой теплотой говорил об алтайской земле Владислав Тихонов. Через пейзаж мастер выражал свою любовь к природе, преклонение перед её силой и размахом. Безграничные просторы края рождали в его душе особые чувства.

Настроение покоя и умиротворенности, пережитое автором, отчетливо звучит в картине «Осень» (1959. холст, масло, 49х148). Приглушенный колорит, состоящий из голубовато-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близок к естественным краскам природы. Положенные на холст с помощью тонких, ювелирно точных мазков, эти цвета убедительно и реалистично передают вещественность окружающего мира.

Тихонов рассказывал: «По Алтаю я много поездил. Побывал в диких местах, мотивов десятки тысяч посмотрел. Много работ. Досыта насытился красотой. Бога гневить нечего…». Его всегда настойчиво манили своей неприступностью и завораживали красотой заснеженные вершины Горного Алтая. Мастер не стремился к точному документированию пейзажа, а старался передать настроение, уловить головокружительное ощущение полета, которое испытываешь на вершине. Возможность созерцания и изображения огромного панорамного пространства была одной из причин, побуждавших художника подниматься в горы даже в зрелом возрасте.

В работах Тихонова, завораживающая своей первозданной красотой, природа Горного Алтая приобретает грандиозное звучание, становится средоточием красоты и духовных устремлений. Два десятилетия разделяют время написания картин «Вечереет» (1976. холст, масло, 69х94) и «Горное безмолвие» (1996. холст, масло, 96х77), но неизменной осталась задача художника – передать атмосферу величия и торжественности горного мира, показать сопричастность всех элементов друг другу. Небо, горы, деревья в работах художника выступают в космическом единении, создавая образ вселенского масштаба. В горных пейзажах раскрылся талант Тихонова, его обостренное чувство живописного ритма, умение строить пространство через сложную цветопластическую разработку.

Горы стали главными героями в работе «Три брата» (1998. картон, гуашь, масло, 49х38). Они словно поглощают всё пространство картины, выступая доминантой изображения. У подножия гор – кедры, по замыслу мастера, им отводится роль верных стражей. Картина написана в холодных тонах, с преобладанием темно-зеленого и изумрудно-бирюзового цвета. Лишь штрихами белой гуаши художник оживил изображение, словно «вдохнул» в нее жизнь. Тихоновский образ «трех братьев» предстает универсальным камертоном, который настраивает зрителя на высокие ноты, понимание мира природы как исключительной ценности. «Природа – это Всевышний» – так воспринимал её Тихонов.

В сложный для нашей страны период «перестройки» Владислав Тихонов написал «Таёжный скит» (1992. холст, масло, 95х65). Сюжет картины не случаен. В переломные эпохи, в период кризиса, когда рушится мечта и у людей бездна под ногами, тогда нужно чувство незыблемого. Когда нужна точка опоры над бездной, человек обращается к Богу.

Вдали от мирской суеты, в труднодоступной сибирской тайге построен скит. Здесь человек пытается сохранить в чистоте свою душу. Изображен момент, когда группа людей собирается к вечерней службе. Вертикальный формат полотна словно сжимает пространство, подчеркивают устремленность всех изображенных предметов ввысь. Художнику удалось показать бесконечность в вертикальной плоскости, её образ – это небо. Как таковое небо не написано на холсте, оно ощущается незримо. Устремлены к небесам стволы вековых кедров, их верхушки буквально выходят за пределы пространства картины. Усиливает ощущение движения вверх и купол, с уходящим к небесам крестом. Композиционным центром является бревенчатая часовня. Высокие стены из мощных брёвен, добротная крыша создают впечатление надежности строения. Взгляд зрителя фокусируется на двух окнах с желтым свечением. В таёжном сибирском лесу свет в окнах часовни приобретает сакральный смысл, воспринимается как надежда на торжество Добра, Красоты, Истины, а таёжный скит становится символом духовной силы, внутреннего стержня человека.

Духовная наполненность, свойственная многим работам Владислава Тихонова, связана с авторским пониманием мира природы и художественного творчества. Он утверждал: «…Природа – это дыхание второе, без природы, да и жить неинтересно. Как это? Природа – это всё. Это Всевышний. Когда пишешь – с ней беседуешь, беседуешь с Творцом». Это проникновенное чувство к природе стало творческим кредо художника. Этому он учил студийцев, многие из которых определили пейзаж ведущим жанром в своем творчестве.

По мнению Владислава Тихонова, основное качество художника, заключается в том, что на природу надо смотреть не равнодушным взглядом Наблюдателя, а влюбленным, проникновенным взором Созерцателя. Созерцательность как особое, одухотворенное состояние души, наиболее полно нашла выражение в пейзажной живописи Владислава Тихонова, раскрыв духовную высоту Мастера.

Светлана Татарчук

gornoe bezmolvie
mladshaya gruppa 60e
osen
taezhnyy skit
tri brata
v.tihonov
vechereet