Алла Бородина: неизвестные страницы жизни
Алла Бородина - прима Рубцовского драматического театра, любимая актриса горожан на протяжении многих десятилетий. Сегодня, 14 августа 2024 года Алле Константиновне исполнился бы 81 год год. Да, дата не юбилейная, но мы все равно решили рассказать о жизни этой необыкновенной женщины. Тем более, что исполнилось 45 лет с того момента, как ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.
Родилась она в 1943 году в удмуртском городе Сарапул, в котором в перед Великой Отечественной войной проживало всего 42 тысячи человек. Городок прославился тем, что в его окрестностях снимался знаменитый фильм «Волга-Волга». Отца своего Алла Багрова никогда не видела, он погиб на фронте еще до ее рождения. Мать все эти трудные годы одна тянула семью и, наверное, поэтому была очень строгой. Жили они в бывшем купеческом двухэтажном доме, разделенном на несколько коммунальных квартирок.
С самого детства девочка из простой рабочей семьи хотела стать только артисткой. Возможно, в этом сыграла роль соседка тетя Валя, большая любительница кино, которая так увлекательно рассказывала о новых фильмах. Алла слушала, как завороженная, и представляла себя на месте главной героини. Самыми любимыми были ленты с участием Веры Васильевой, ее фильм «Свадьба с приданым» девочка посмотрела 20 раз. С детского сада она участвовала в художественной самодеятельности, позже занималась в школьном драмкружке, где оставляла весь жар своей души. Учась в 10 классе, Алла сыграла Раневскую в «Вишневом саде» и Софью в «Горе от ума». В чеховском спектакле девушка настолько вжилась в роль, что с ней случилась настоящая истерика. Начался переполох, посыпались расспросы о самочувствии, и юная прима смертельно обиделась – она прощалась со своим любимым садом, а эти люди ничего не поняли!
После окончания средней школы девушка хотела поступить в театральный институт, но материальные возможности семьи не позволили. На ее счастье, в 1960 году открылась театральная студия при Ижевском драматическом театре, куда она и подала документы. Интересно, что ни до, ни после подобных студий в городе не было, эта просуществовала всего 2 года и закрылась. Наверное, это был знак судьбы. Багрова поехала в Ижевск и поступила с первого захода. Правда, поволноваться все же пришлось: в списках допущенных на второй тур ее фамилии не оказалось. Потом выяснилось - ее приняли с первого тура. Алла, счастливая и окрыленная, полетела домой, где почти никто не верил в ее успех. Мама вообще была в ужасе от выбора дочери. Она говорила: «Иди работать в контору, как все люди – с 8 до 17 часов. Актерство – разве это профессия?». Уже потом, когда Бородина стала известной, мать стала гордиться ею.
В студии Багрова проучилась всего год, а потом ее педагога назначили главным режиссером Сарапульского драматического театра. Он предложил способной студентке поехать с ним, не дожидаясь конца учебы. Так в 1961 году она вернулась в родной город. Молодая артистка сразу получила несколько ролей, которые сыграла весьма профессионально. Хорошие сценические данные – поставленный голос, музыкальный слух, чувство ритма, прекрасная пластика, помноженные на необычайную трудоспособность и страстное желание добиться признания, позволили ей каждый образ воплотить своеобразно и многогранно. Среди них – Глафира («Егор Булычов и другие» М. Горького), Маланья («Не все коту масленица» А.Н. Островского), Антонина («В день свадьбы» В. Розова), Василиса («Весенний гром» Д. Зорина) и др. Бородина позже с улыбкой вспоминала, как ей нравилось тогда быть узнаваемой на улицах Сарапула, как хотелось славы и поклонения. Но спустя какое-то время все это ушло, осталось главное – возможность прожить на сцене чужую жизнь.
В родном городе она не только ощутила сладость первых успехов, но и нашла любимого человека. В театр приехал новый актер, Альберт Бородин, балагур и остряк, и девчонки в гримёрке заспорили, кто же его окрутит. Девятнадцатилетняя Алла сказала – он будет моим. Так и случилось, только счастье оказалось недолгим. Муж был на 16 лет старше ее, заболел туберкулезом, и врачи сказали: немедленно уходите от него, если не хотите заразиться. Но Бородина не сделала этого, и Альберт Андреевич умер на ее руках в 1971 году. Второй муж Аллы Константиновны был режиссером, интересным и талантливым человеком, но, увы, рано сгорел от пьянства. Порой актриса думала, что судьба преподносила эти испытания для того, чтобы она переплавляла свой тяжелый жизненный опыт в творчество.
27 декабря 1965 года молодая семья Бородиных приехала в Рубцовск по приглашению дирекции драматического театра. На автобусе по улице Комсомольской они добрались до нового места работы. Бело - голубое здание театра с величественными колоннами произвело на двадцатидвухлетнюю артистку большое впечатление. Труппа встретила ее доброжелательно, коллеги помогли освоиться и почувствовать себя как дома. У Аллы Константиновны до конца жизни сохранились самые теплые воспоминания о таких мастерах рубцовской сцены, как Галина Желоболова, Надежда Моргунова и другие.
Чуть ли не с первых дней Бородина была задействована одновременно в нескольких спектаклях, и эта работа не оставляла ей ни минуты свободного времени. Но занятие любимым делом приносило удовлетворение, и об этом свидетельствовали весточки, которые актриса отправляла матери в Сарапул. На обороте своей фотографии в роли Ирины Прибытковой из спектакля «Последняя жертва» А.Н. Островского она написала: «Вот такая у тебя дочь. И пусть молчат те негодяи (кто в нее не верил). Все-таки я была права, и они еще услышат обо мне. Я не хвастаюсь, но так и будет». Еще на одной фотографии 1966 года, где Алла Константиновна была изображена в роли Паулины из спектакля «Человек со звезды» К. Виттлингера - поздравления с 8 марта от себя и мужа: «Мамочка! Желаем тебе всего только хорошего. Не ругай нас, иначе мы не могли (о переезде в Рубцовск). Видишь, какая я красивая. В этом мое счастье. Но врозь, конечно, трудно. На будущий год постараемся быть вместе. Будь здорова и счастлива. Твои дети».
Но «детям» приходилось нелегко, особенно во время летних гастролей по Алтайскому краю. В 1966 году у театра был автобус и грузовая машина. И те, кто ехал дальше, садились в автобус, а кто ближе – залезали в «полуторку» и, прикрываясь брезентом, мчались на встречу со зрителями. Гостиниц в районах не было, и жить приходилось в пустовавших летом школах или в клубах. Возили с собой раскладушки, постельное белье. Были и курьезные случаи. Однажды на дороге нечаянно задавили гуся, и, не мудрствуя лукаво, забрали тушку с собой, чтобы приготовить шикарный обед. С питанием было плохо, приходилось иногда даже ходить по домам и просить, чтобы продали еды. Трудные это были времена, но молодость и любовь к жизни брали свое.
Особенно запомнился Алле Константиновне 1972 год. Небывалый урожай хлеба выдался тогда на Алтае, и театру нужно было порадовать сельских тружеников. Труппе пришлось несладко, ведь беспрерывно шли дожди, и от села к селу гастрольные группы добирались только с помощью трактора. Иногда они опаздывали на 2-3 часа, но зрители их ждали и не расходились. И артисты, уставшие и грязные, потому что им самим приходилось вытаскивать автобус из глубоких луж, быстро гримировались, одевались и выходили на сцену.
В 1970-е годы Бородина по праву заняла место ведущей актрисы Рубцовского драматического театра. Большое сценическое дарование и увлеченность искусством перевоплощения позволяли ей играть роли самого широкого диапазона классической и современной драматургии. Все они были согреты любовью к человеку и глубоким пониманием жизни. За годы работы в городском театре Алла Константиновна создала около 200 разноплановых и характерных образов. Среди лучших ролей в репертуаре актрисы - Ренева («Светит да не греет») и Круглова («Не все коту масленица») А.Н. Островского; миссис Хилкрист («Мертвая хватка» Д. Голсуорси), Акулина («Власть тьмы» Л.Н. Толстого), Галина Павловна («В графе отец – прочерк» И. Лазутина), Медея («Медея» Еврипида), Беатриче («Слуга двух господ» К. Гольдони), Клементина («Забыть Герострата» Г. Горина), Елена Михайловна («Почти рождественский рассказ» Э. Акопова), миссис Амни («Кентервильское привидение» О. Уайльда), Роза Александровна («Ретро» А. Галина) и другие.
Сама актриса особенно любила роли 1969 – 1971 годов: Шафак («В ночь лунного затмения» М. Карима), Таня («Таня» А. Арбузова), Людмила («Поздняя любовь» А.Н. Островского), которые помогли полнее раскрыться ее яркому драматическому таланту. После премьеры спектакля «Таня» старшая подруга Бородиной Н. Моргунова написала ей напутствие на обороте своей фотографии в роли Сони («Дядя Ваня» А.П. Чехова): «В день твоего взлета дарю на память. Эта роль была когда-то моим вдохновением, моим взлетом! Разница лишь в том, что у тебя все впереди, а у меня позади. Ну что же, все правильно, все закономерно. Вперед, к новым творческим победам! Верю в твою звезду!».
Успехи рубцовской актрисы не остались незамеченными. В 1976 году она удостоилась рабочей премии коллектива коммунистического труда АЗТЭ - за лучшее исполнение образов современников, сыграв роль Нины в спектакле «Долгожданный» А. Салынского. Тогда же была награждена и медалью «За трудовое отличие». В 1979 году за достижения в области советского искусства А.К. Бородиной присвоили звание заслуженной артистки России. В 2001 году она стала почетным гражданином города Рубцовска - за большой вклад в развитие культуры и театрального творчества. Алла Константиновна вела большую общественную работу, много лет была членом правления Алтайского отделения Всероссийского театрального общества.
Последнее десятилетие ее творческой жизни было отмечено несколькими запоминающимися работами. Среди них - образ Екатерины II в спектакле «Любовь – книга золотая» А. Толстого 2004 года. Назначение на эту роль немного пугало актрису, ведь это же императрица, да еще великая! Едва начались репетиции, как Алла Константиновна заболела. Пришлось делать операцию, но, к счастью, хирург быстро поставила ее на ноги. Вернувшись к работе, Бородина постаралась выявить характер своей героини, для этого читала ее дневники, литературу. И настолько вжилась в образ, что даже говорить стала с легким акцентом, ведь героиня была немкой. За исполнение роли Екатерины II рубцовская актриса была отмечена дипломом лауреата Алтайской краевой общественной театральной премии им. заслуженной артистки России М. Генераловой в 2005 году.
Самой трудной ролью последних лет Бородина считала образ жены президента по одноименному спектаклю А. Зубовой. Когда в 2006 году С.Ф. Спивак предложил ей сыграть Горбачеву, она категорически отказалась. Одно дело Екатерина II, мало кто знает, какой она была. И совсем другое дело – Раиса Максимовна, которую обсуждали на каждой кухне. Потом Алла Константиновна все же дала свое согласие, хотя не очень верила в успех. Но постепенно образ жены президента становился актрисе все ближе и понятней. Обе – дети военных лет, долго ощущали на себе голод и холод. В детстве Аллы Багровой бывало и такое: приходила после школы домой и видела – есть нечего. Обе – гуманитарии. Когда девочке давали копейки на булочку, она копила их, чтобы купить билет в театр. Найдя точки соприкосновения с жизнью первой леди, Бородина поверила в себя и сыграла эту роль. И вот последняя сцена в больнице, когда Горбачева умирает от рака. Потом одна из зрительниц спросила: «Почему вы плакали в конце спектакля?». Алла Константиновна не знала, что ответить: от жалости к Раисе Максимовне, от жалости к себе, или от того, что так много потерь в этой жизни? И невольно кажется, что этот образ стал для актрисы роковым, ведь через несколько лет ей суждено было повторить судьбу своей героини, пройдя той же дорогой страданий...
Почти 50 лет провела Бородина на сцене, из них 44 года – в Рубцовском драматическом театре. Ей часто задавали вопрос - почему не переехала в более крупный город, ведь были предложения из других театров – барнаульского, новосибирского и даже питерского. Алла Константиновна отвечала: «Я не хочу быть неблагодарной, ведь здесь мне присвоили почетные звания, и рубцовские зрители любят меня. А я люблю свой театр и хочу, чтобы он жил долго-долго».
В середине 2000-х годов для своей героини, которая по сценарию должна была уйти из жизни, Алла Константиновна написала такие строки: «Вот час настал, стою я у порога. Куда шагну, что ждет за той чертой? Зачем жила, зачем была дана дорога? Все ль я исполнила, что мне завещано тобой?». Вероятно, эти же вопросы актриса задавала и себе. Не приходилось ли ей жалеть о выборе профессии? Наверное, нет, ведь Бородина просто не представляла себя вне творчества, хотя это был огромный, порой просто изнурительный труд. «Надо тратить себя! Нельзя работать вполсилы, это же это стыдно!» - говорила Алла Константиновна. Этому же она учила и свою дочь Алену, ставшую актрисой театра и кино в Санкт-Петербурге. Между ними всегда была теплая душевная связь, и, наверное, именно ей посвящаются строки из уже упомянутого стихотворения матери: «…А вы, кто остается здесь, Молю вас, ради Бога: Друг друга берегите И множите любовь».
Умерла А.К. Бородина 30 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге, но урна с прахом захоронена на кладбище в г. Рубцовске, на ее второй родине.
Марина Кагикина