«Путевка в небо»

К 100-летию ВЛКСМ музей представил цикл выставок под общим названием «Комсомольская юность моя». В течение года мы познакомили рубцовчан с достижениями Героя Социалистического Труда В.Ф. Евдокимова, рекордами двадцатикратного чемпиона мира по гиревому спорту среди ветеранов В.Г. Слепцова, рассказали об участниках ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Сейчас начала свою работу выставка « Путевка в небо» -о тех комсомольцах, которые стремились оторваться от земли. Они занимались в Рубцовском авиационно-техническом спортивном клубе и с азартом прыгали с парашютом, летали на планерах. Многие из них потом связали свою судьбу с авиацией, среди них и Юрий Иванович Кондратьев. Предоставляю ему слово:

«Можно по-разному относиться к идеалам прошлого: ностальгировать по ним или считать пережитками минувшей эпохи... Но нельзя отрицать, что многому в нашей сегодняшней жизни мы обязаны именно тем принципиальным и бескомпромиссным парням и девушкам с высокими стремлениями. Это они защищали Родину, строили города и заводы, восстанавливали страну из руин после войны, а потом боролись с бюрократами, тунеядцами и ворами. История ВЛКСМ - история людей. Увы, многие ее страницы уже утрачены вместе с ушедшими поколениями. Но последние комсомольцы еще хранят в душе памятные моменты своей романтической юности.

Одно из самых ярких моих воспоминаний - вступление в ряды ВЛКСМ. Кандидату нужно было выучить Устав организации и Моральный Кодекс строителя коммунизма, знать историю своей страны и своего города. Сейчас я понимаю, что многое в коммунистической идеологии – стержне ВЛКСМ – было взято из фундаментальных ценностей, выработанных человеческой цивилизацией и закрепленных в памятниках мировых религий (Библии, Коране)… Но идеология-то была правильная! В нас воспитывали хорошие качества, с детства прививали основы дружбы, взаимопомощи, ответственности.

Помню, как мы все волновались и с трепетом отвечали на вопросы. 29 октября 1976 года, в день рождения Союза молодежи, в Рубцовском ГК ВЛКСМ нам вручили комсомольские билеты и значки. Не могу сказать, что был активным комсомольцем, но всегда выполнял порученные дела - рисовал стенгазеты, занимался в художественной самодеятельности и т.д.

Осенью 1977 года товарищ предложил мне записаться в планерную секцию авиационно-технического спортивного клуба ДОСААФ СССР, который в то время находился в подвальном помещении по адресу: ул. Октябрьская, 157. За зиму я вместе с другими ребятами прошел подготовку по парашютному и планерному спорту. Весной 1978 года начались занятия уже в условиях полевого аэродрома. Спортсменов - первогодков обучали на двухместном планере «Бланик». Инструктор сидел сзади и мог в любой момент что-то подсказать, вмешаться или полностью взять управление на себя. Полетных карт не было, их мы рисовали сами цветными карандашами. До сих пор вспоминаю добрым словом своего первого летного учителя – В.Г. Шинкаренко, который меня и «поставил на крыло». На 2-м году обучения я летал уже самостоятельно, осваивал технику парения на планере. Это было здорово!

В 1979 году меня не приняли в летное училище (по состоянию здоровья), но я поступил во Фрунзенское авиационно-техническое училище гражданской авиации, на специальность «техник по эксплуатации самолетов и двигателей». Там учились курсанты из многих стран мира: Кубы, Вьетнама, Никарагуа, Гвинеи-Бисау, Монголии, Мадагаскара, Кампучии, Камбоджи, Анголы. Общаться с этими парнями было непросто, но интересно. Если друг друга не понимали, то помогал язык жестов. Золотое было время!

В 1982 году, после окончания училища, я по распределению попал в Барнаульский объединенный авиаотряд. 11 лет проработал авиатехником в аэропортах «Барнаул» и «Рубцовск», позже служил в МВД РФ.

Говорят, у каждого человека своя судьба. Моя была связана с небом, и путевку туда мне, как и многим другим рубцовским комсомольцам, дал авиационно-спортивный клуб ДОСААФ».

Кагикина М.А.