Смелова Н. Е.

Мне довелось работать в городском краеведческом музее в первой половине 1980-х годов. В то время он располагался в деревянном здании на ул. Щетинкина и состоял из пяти небольших, но уютных залов.

80-е годы XX века были временем, когда работники музея выступали не просто хранителями прошлого, но и «бойцами идеологического фронта». Отношение к истории – один из показателей культуры, и общество нуждается в своем прошлом для настоящего и будущего. Но давно минувшее не может само постоять за себя, его должны защищать люди. В музеях советского времени прошлое было представлено довольно односторонне, значительные его пласты оставались без внимания. Вся работа музеев была направлена на создание и поддержание мифа об успешном построении социалистического общества в СССР и проходила под неусыпным контролем и руководством партийных органов. Рубцовский ГК КПСС постоянно поддерживал музей, помогал в решении всех трудностей, направлял работу и формулировал задания так, как будто музей являлся одним из его отделов. Да, по сути, так оно и было.

Следует признать, что партия и государство выделяли достаточно средств на эту работу. У научных сотрудников была возможность ездить в командировки для сбора фондов, работы в архивах и с целью повышения квалификации не только по краю, но и за его пределы. Можно было часто менять выставки и экспозиции. Во время работы в музее я побывала в Ярославле и Москве, где познакомилась с деятельностью крупных музеев. Задачей нашего учреждения культуры было не просто сохранение и восстановление истории Рубцовска, но и создание образа города как крупного промышленного центра, выросшего при Советской власти, не остающегося в стороне от жизни страны в целом и успешно идущего к светлому будущему. Кроме того, музей был местом идеологического воспитания подрастающего поколения. В нем проводились встречи с ветеранами Второй мировой войны и труда, делегатами съездов КПСС и ВЛКСМ, вручение комсомольских билетов, прием в пионеры и т.п. Каждый научный сотрудник проводил экскурсии и лекции по всем темам, разработанным в музее, но одновременно более углубленно занимался определенным периодом истории города: возникновение Рубцовска и гражданская война на Алтае, Великая Отечественная война, послевоенная жизнь города. 

Мне поручили достаточно объемную тему «Рубцовск в послевоенный период», под которую в музее было отведено 2 зала из пяти. Музейная экспозиция в целом постоянно обновлялась, особенно это касалось последнего зала, посвященного современному периоду. Музей поддерживал связи с предприятиями города, с передовиками производства, имевшими правительственные награды, с делегатами последних партийных и комсомольских съездов, и в залах проводились их встречи с учащимися. В экспозиции особое место занимали макеты тракторов, сельскохозяйственной техники, изготовленных на заводах специально для музея. Но социальные, религиозные проблемы города не затрагивались совсем. Культурная жизнь Рубцовска тоже была отражена слабо, в основном, представленные материалы были посвящены индустриальным темам. В экспозиции также отражались связи города с различными географическими точками Советского Союза и мира.

В период моей работы в музее большое внимание уделялось сбору фондов. Для каждого сотрудника был определен план. Тогда фондами заведовала Валентина Гирькина, которая впоследствии много лет работала в музее АТЗ. Фонды формировались из памятников истории Рубцовска: вещественных и письменных. Туда поступали и тщательно учитывались награды ветеранов войны и труда, личные вещи известных людей, просто старинные предметы, документы, воспоминания, фотографии, газетные статьи, книги и т.п. На основе собранных материалов создавались тематические экспозиции, передвижные выставки, которые служили для проведения работы за пределами музея. Они рассказывали о героях войны, памятниках города и вывозились в учебные заведения, воинские части, колонии для заключенных. Например, материалы для передвижной выставки об истории Алейской оросительной системы мы собирали по району и с помощью переписки с прежними ее работниками, в частности, с Я. Шуткевичем, который проживал в Симферополе.

Музей готовил публикации буклетов, связанные с праздничными датами, статьи в газетах «Коммунистический призыв», «Боевой темп», выступления на радио. Он сотрудничал с обществом по охране памятников, которым руководила В. Бабаева, оказывал помощь заводским музеям, проводил семинары для руководителей школьных музеев.

В целом, музей успешно выполнял идеологическую и просветительскую функции, которые от него требовались в то время. Однако более высокую роль, которую известный русский философ Н. Федоров определял как не только хранение, но и исследование, когда «музей становится между учеными, производящими постоянную, систематическую работу исследования, и всеми учебными заведениями; посредством их он собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учеными, чтобы музей стал исследованием, производимым младшим поколением под руководством старшего» (Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Соч. (филос. наследие), М., 1982, с. 603), ему еще предстоит выполнить.